Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Старощербиновский историко-краеведческий музей
имени М.М. Постернак»

Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района
Официальный сайт

30.10.2023


Исчезающие народы России. Негидальцы


Малочисленный тунгусо-маньчжурский народ, живущий в Приамурье.

Территориально негидальцы разделялись на низовских и верховских. Низовские вели оседлый образ жизни, занимались в основном рыболовством. Зимой жили в бревенчатых домах с отапливаемыми нарами, летом — в четырехстенных домиках из коры.

У верховских основным занятием была охота. Они предпочитали проживать в переносном коническом чуме. Низовские перемещались на собаках. У верховских транспортным средством были олени.

Негидальцы воспринимали окружающий мир как место, населенное добрыми и злыми духами, посредником между ними выступал шаман.

Весной и осенью шаманы, совершая обряд очищения жилищ и людей, украшали себя и предметы культа «священными стружками». Каждый охотник имел при себе перо или коготь, кусочек кожи или пучок волос. Считали, что в таком амулете — синкэне — скрывается дух самого животного, помогающий охотнику в его нелегком промысле, защищающий в тайге или на реке. Большую часть XX века шаманы были ограничены в своих действиях, подвергались репрессиям и запретам со стороны советской власти.

Религиозные убеждения негидальцев представляли своеобразную картину мира, подпадающую под влияние природных стихий. На родовых «мольбищах» поклонялись деревянным фигуркам, изображавшим духов солнца и луны. Они передавали хозяину неба — бохга — просьбы охотников. Передавая угощения хозяину воды — му, или хозяину огня — подя, просили, таким образом, удачной рыбалки, охоты, здоровья и благополучия в семье.

Суеверными обычаями негидальцев были соблюдавшиеся приметы, поверья, запреты — одяви и обычаи — итка.

Вот некоторые из одяви:
Палку, на которую вешают котелок для варки пищи, воткнув, оставлять нельзя — заболеешь неизлечимой болезнью. Это табу существует до настоящего времени.
Когда едешь по озеру и рыба плещется в это время, нельзя говорить «рыба играет», надо говорить «листья падают». Иначе переведется рыба в этом озере.
Спиной в дом дрова не заносят, с грохотом не кладут, поперек дома не кладут. Грех.
Через человека нельзя перешагивать — грех. Укорачиваешь человеческую жизнь.
В угол дома ногами не ложись — разрушаешь свой дом.
Никогда под голову не кладите детскую одежду — ребенок будет болезненным.

Вот некоторые обычаи — итка:
На охоте ли, на рыбалке ли будь, надо угостить хозяина огня — подя, в противном случае — не быть удаче.
Когда заночуешь в лесу, сделай зарубку на толстом дереве, и, когда дерево будет стонать, ни один нечистый дух не подойдет, испугается.
Ночью никогда не ходят по воду — говорят, что с водой в дом можно принести плохое.


Одежда негидальцев, как и у других северных народов, была хорошо приспособлена к суровому климату Приамурья. Шили ее из рыбьих кож и шкур животных, позднее — из тканей китайского и русского происхождения. В наши дни негидальская мастерица Дарья Ивановна Надеина шьет на заказ унты, создает национальные коврики — кумаланы. Она поясняет, что на изготовление одного такого коврика уходит год.

Очень трудоемка работа по выделке оленьей кожи и вышивка национальных узоров в форме трилистника. Надеина объясняет выбор рисунка: «Раньше, когда не было никаких лекарств, с помощью отвара из этого растения лечили практически все болезни: воспаление легких, туберкулез и другие. К тому же этот цветок, который по-научному называется «вахта трилистная» — не путайте с клевером, — растет на границе между твердой землей и болотом. И любой человек, увидев его, понимал, что дальше идти опасно. Вот в знак уважения к этому растению, которое спасло многих негидальцев, и решили его увековечить». Дарья Ивановна сожалеет, что молодежь из Владимировки не хочет перенимать ее мастерство.

Относительно последовательное и регулярное исследование негидальцев стало проводиться лишь с середины XIX века, хотя первые сведения о них появились в XVII веке. Изучению народности исследователями уделялось меньше внимания, чем соседним народам Нижнего Амура. Возможно, именно этими обстоятельствами и объясняется тот факт, что до сих пор нет комплексного монографического исследования по истории и культуре негидальского этноса.



Старощербиновский музей

30.10.2023

 Распечатать


Исчезающие народы России. Негидальцы


Малочисленный тунгусо-маньчжурский народ, живущий в Приамурье.

Территориально негидальцы разделялись на низовских и верховских. Низовские вели оседлый образ жизни, занимались в основном рыболовством. Зимой жили в бревенчатых домах с отапливаемыми нарами, летом — в четырехстенных домиках из коры.

У верховских основным занятием была охота. Они предпочитали проживать в переносном коническом чуме. Низовские перемещались на собаках. У верховских транспортным средством были олени.

Негидальцы воспринимали окружающий мир как место, населенное добрыми и злыми духами, посредником между ними выступал шаман.

Весной и осенью шаманы, совершая обряд очищения жилищ и людей, украшали себя и предметы культа «священными стружками». Каждый охотник имел при себе перо или коготь, кусочек кожи или пучок волос. Считали, что в таком амулете — синкэне — скрывается дух самого животного, помогающий охотнику в его нелегком промысле, защищающий в тайге или на реке. Большую часть XX века шаманы были ограничены в своих действиях, подвергались репрессиям и запретам со стороны советской власти.

Религиозные убеждения негидальцев представляли своеобразную картину мира, подпадающую под влияние природных стихий. На родовых «мольбищах» поклонялись деревянным фигуркам, изображавшим духов солнца и луны. Они передавали хозяину неба — бохга — просьбы охотников. Передавая угощения хозяину воды — му, или хозяину огня — подя, просили, таким образом, удачной рыбалки, охоты, здоровья и благополучия в семье.

Суеверными обычаями негидальцев были соблюдавшиеся приметы, поверья, запреты — одяви и обычаи — итка.

Вот некоторые из одяви:
Палку, на которую вешают котелок для варки пищи, воткнув, оставлять нельзя — заболеешь неизлечимой болезнью. Это табу существует до настоящего времени.
Когда едешь по озеру и рыба плещется в это время, нельзя говорить «рыба играет», надо говорить «листья падают». Иначе переведется рыба в этом озере.
Спиной в дом дрова не заносят, с грохотом не кладут, поперек дома не кладут. Грех.
Через человека нельзя перешагивать — грех. Укорачиваешь человеческую жизнь.
В угол дома ногами не ложись — разрушаешь свой дом.
Никогда под голову не кладите детскую одежду — ребенок будет болезненным.

Вот некоторые обычаи — итка:
На охоте ли, на рыбалке ли будь, надо угостить хозяина огня — подя, в противном случае — не быть удаче.
Когда заночуешь в лесу, сделай зарубку на толстом дереве, и, когда дерево будет стонать, ни один нечистый дух не подойдет, испугается.
Ночью никогда не ходят по воду — говорят, что с водой в дом можно принести плохое.


Одежда негидальцев, как и у других северных народов, была хорошо приспособлена к суровому климату Приамурья. Шили ее из рыбьих кож и шкур животных, позднее — из тканей китайского и русского происхождения. В наши дни негидальская мастерица Дарья Ивановна Надеина шьет на заказ унты, создает национальные коврики — кумаланы. Она поясняет, что на изготовление одного такого коврика уходит год.

Очень трудоемка работа по выделке оленьей кожи и вышивка национальных узоров в форме трилистника. Надеина объясняет выбор рисунка: «Раньше, когда не было никаких лекарств, с помощью отвара из этого растения лечили практически все болезни: воспаление легких, туберкулез и другие. К тому же этот цветок, который по-научному называется «вахта трилистная» — не путайте с клевером, — растет на границе между твердой землей и болотом. И любой человек, увидев его, понимал, что дальше идти опасно. Вот в знак уважения к этому растению, которое спасло многих негидальцев, и решили его увековечить». Дарья Ивановна сожалеет, что молодежь из Владимировки не хочет перенимать ее мастерство.

Относительно последовательное и регулярное исследование негидальцев стало проводиться лишь с середины XIX века, хотя первые сведения о них появились в XVII веке. Изучению народности исследователями уделялось меньше внимания, чем соседним народам Нижнего Амура. Возможно, именно этими обстоятельствами и объясняется тот факт, что до сих пор нет комплексного монографического исследования по истории и культуре негидальского этноса.