Главная / События

Старощербиновский музей

22.01.2022

Читать

Героическая оборона города на Неве, продолжалась на протяжении 872 дней. Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить сопротивление и дух его защитников. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому они и хотели стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. 27 января 1944 года, наши войска прорвали блокаду! Измождённые жители, все до одного вышли на улицы города, чтобы увидеть салют победы! Салют в их честь! Салют в честь недоживших до этого дня! Салют в честь воинов, которые ценой своей жизни спасли город на Неве. А Ленинград для всех людей на планете стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Мы предлагаем публикацию о жителях Щербиновского района, переживших блокаду и участвовавших в обороне Ленинграда.



  Просмотров 788
Показать полностью

Старощербиновский музей

22.01.2022

Читать

Память — это главное, что нас объединяет. Память о том, что произошло. Она, к сожалению, иногда бывает очень короткой. Проходит время и все разглаживается, забывается. Но есть моменты, которые забывать нельзя.

1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста. Холокост - давно устоявшийся термин, который означает массовое уничтожение нацистами еврейского населения Европы (в переводе с греческого это слово означает “всесожжение”, другое значение - катастрофа). Инициаторами принятия документа выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия, Украина, США, а их соавторами — еще более 90 государств.

Дата памятного дня выбрана не случайно: именно в этот день 1945 года Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша), в котором погибло, по разным оценкам, от 1,5 до 4 миллионов человек. Точное количество погибших в Освенциме так и не удалось установить, поскольку многие документы были уничтожены, а сами немцы не вели учет жертв, направляемых в газовые камеры сразу по прибытии. Как свидетельствуют документы Нюрнбергского трибунала, погибло 2,8 миллиона человек, 90 процентов из которых были евреи.



  Просмотров 693
Показать полностью

Старощербиновский музей

06.01.2022

Читать

6 января, день накануне православного Рождества Христова, отмечен в календаре особо. Не зря у него два имени: в быту 6 января чаще называют Рождественский сочельник, в Церкви - Навечерие Рождества Христова. Слово "навечерие" означает вечер накануне праздника, а бытовое название - "сочельник" - произошло от названия блюда из вареной пшеницы (или риса) с медом, которое в этот день для многих православных верующих становится единственной незатейливой пищей. Единственной, поскольку Рождественский сочельник - последний, самый строгий день Рождественского поста.

В народе существовала традиция: в Сочельник до первой звезды не есть. Логика проста: когда в Вифлееме родился Младенец Иисус, на Востоке зажглась новая звезда - об этом рассказывает Евангелие от Матфея. Вот верующие и старались не есть, поститься до того момента, как на небосклоне не взойдет первая звезда. "В Сочельник, под Рождество, - читаем у Ивана Шмелева, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу. Ну… будто, Он на сене, в яслях…" Кутьей Шмелев называет сочиво, взвар — это крепкий отвар из чернослива, груши и сушеных абрикосов - они же "шепталы". Но главное в этом описании стола Рождественского сочельника - понимание, что наш пост — это наша жертва, наше приношение родившемуся Иисусу: сам не поем, а Богомладенцу эту пищу в ясли поставлю. Пост — это всегда приношение нашей любви Богу. Но, подчеркну, не есть до первой звезды было благочестивой традицией самого народа, церковный устав таких строгих предписаний не делал.

К Рождеству готовились заранее, Рождественский сочельник - апофеоз подготовки: в домах уже витало ожидание чуда, царила атмосфера любви, радости и тайны. Раньше, в отсутствии гаджетов и ТВ, эту атмосферу умели создавать. И неудивительно, что воспоминания о семейной подготовке к Рождеству, сам праздник, запечатлелись в памяти мемуаристов так живо и ярко.

"Елку украшали всей семьей. С утра в Сочельник на рояле, на столах и креслах, на подоконниках и даже прямо на полу появлялись легкие картонные коробки с гнездышками внутри, где в опилках, в стружках, в шелковой бумаге, в вате ютились райские птички, деды-морозы, девки-чернавки, яркие разноцветные стеклянные игрушки… причудливый, фантастический мир детского счастья, такой хрупкий и такой прекрасный, такой волшебно нереальный и в то же время теперь, через многие годы, кажущийся единственно реальным из всего, что было когда-то в жизни", - вспоминала в конце 80-х поэтесса Елизавета Рачинская. Ровесница века, пережившая все его потрясения и сохранившая на всю жизнь память о "светлом чуде семейного праздника".

Подготовка начиналась с Рождественской елки и похода на елочный базар. "Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче, - рассказывал своему семилетнему французскому крестнику Иван Шмелев. - Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях - лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес... А снег повалит - потерял дорогу! Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Морозная Россия, а.… тепло!". К выбору Рождественской елки, к ее украшению было принято относиться серьезно. Вот что читаем у Анны Григорьевны Достоевской: "Федор Михайлович, чрезвычайно нежный отец, постоянно думал, чем бы потешить своих деток. Особенно он заботился об устройстве елки: непременно требовал, чтобы я покупала большую и ветвистую, сам украшал ее (украшения переходили из года в год), влезал на табуреты, вставляя верхние свечки и утверждая "звезду" на вершине".

Украшение лесной красавицы - целый ритуал. В одних семьях к изготовлению игрушек и развешиванию их на пушистых лапах-ветвях привлекали детей. В других елку наряжали взрослые, при закрытых дверях, стараясь сделать так, чтобы до Рождества дети ее не увидели. Анастасия Цветаева делилась: "Взрослые прятали от нас, детей, елку ровно с такой же страстью, с какой мы мечтали ее увидеть". А вот в автобиографической повести Алексея Толстого "Детство Никиты" встречаем другую традицию.

"В гостиную втащили большую мерзлую елку. Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали ее убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные веревочки. За работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола".

Вчитайтесь, с каким живым чувством вспоминает это изготовление игрушек старшая дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая: "По вечерам мы все собирались вокруг круглого стола под лампой и принимались за работу… Мама приносила большой мешок с грецкими орехами, распущенный в какой-нибудь посудине вишневый клей …, и каждому из нас давалось по кисточке и по тетрадочке с тоненькими, трепетавшими от всякого движения воздуха, золотыми и серебряными листочками.

Кисточками мы обмазывали грецкий орех, потом клали его на золотую бумажку и осторожно, едва касаясь его пальцами, прикрепляли бумажку к ореху. Готовые орехи клались на блюдо и потом, когда они высыхали, к ним булавкой прикалывалась розовая ленточка в виде петли так, чтобы на эту петлю вешать орех на елку. Это была самая трудная работа: надо было найти в орехе то место, в которое свободно входила бы булавка, и надо было ее всю всунуть в орех. Часто булавка гнулась, не войдя в орех до головки, часто кололись пальцы, иногда плохо захватывалась ленточка и, не выдерживая тяжести ореха, выщипывалась и обрывалась".

Ну, разве не удивительно, с какой ясностью всплывают в памяти мемуаристов эти детские ощущения пальцев от прикосновения к шершавому ореху, который золотили более чем полстолетья назад?!! И отчего, через десятилетия, губы помнят ласковое прикосновение легких, тончайших лепестков золотой бумаги, которые ты, ребенок, отдуваешь, чтобы взять очередной?!! Просто воспоминания детства? Нет, атмосфера тайны, чуда и любви! Рождество!

"При украшении елки соблюдались раз и навсегда принятые порядки, - читаем в книге Елизаветы Рачинской "Калейдоскоп жизни". - В глубине, ближе к стволу, вешались сначала крымские яблочки, просвечивавшие сквозь темную хвою своими розовыми бочками; потом шли орехи, которые никогда не допускались выше середины дерева. Ствол и крестовина, покрытая ватой с блестками, опутывались золотыми и серебряными бумажными цепями и цепями из цветных леденцов. Внизу же вешались шоколадные фигурки зверей, птиц, детей и чудные печатные пряники с картинками, незабываемо вкусные, без которых не обходилось ни одно Рождество. Чем выше, тем елка становилась наряднее и ярче. На кончиках ветвей повисали блестящие стеклянные шары, покачивались, распустив хвосты, райские птицы; подняв паруса, куда-то в неведомую даль по зеленым хвойным волнам плыли сказочные корабли, летели ангелы, прижимая к груди миниатюрные елочки, веселые колокольчики на самом верху, вблизи лучистой Вифлеемской звезды, казалось, вот-вот зазвенят хрустальным праздничным звоном, а серебряные пушистые цепи и дрожащий, струящийся "дождь", наброшенный, как сверкающая сетка, поверх всего этого великолепия, превращали елку в какое-то сказочное видение, от которого трудно было оторвать глаз".

Украшения и подарки на елке - в память о дарах волхвов, которые те принесли родившемуся Христу. Звезда на вершине - символ Вифлеемской звезды. Горящие свечи - как наши души, горящие верой и любовью.

Готовили в сочельник и Рождественский стол. В России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной, то есть непостной пищи по окончанию поста - слово "разговение", знакомое нам по русской классике. Так вот, разговлялись после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией - Всенощного бдения.

Обязательным блюдом Рождественского стола была свинина - дома побогаче готовили поросенка целиком. В народе считали: велено свинину есть на Рождество в наказание! Иисусу Младенцу не давала спать в яслях - хрюкала. Потому и называется - свинья! В домах побогаче фаршировали птицу, пекли особые пряники в форме козы или коровы - козули - символ животных, которые в хлеву своим дыханием согревали Младенца Христа.

Подарки к Рождеству - отдельная история. Готовили их, конечно, не в сам сочельник, раньше. Но в Сочельник приготовления завершали и прятали под елкой, у крестовины, под белой простыней. Анастасия Цветаева вспоминает "золотые обрезы книг в тяжелых, с золотом, переплетах, с картинками, от которых щемило сердце" - фолианты дарили им с сестрой. А вот что рассказывает сын Льва Толстого Илья: "Запас наших игрушек пополнялся раз в год, на елке… В сочельник вдоль стены ставились столики с подарками: цветная почтовая бумага, сургуч, пенал, это почти всегда дарилось всем… Огромная кукла, "закрывающая глаза"… Детская кухня, кастрюлечки, сковороды, тарелки и вилки, медведь на колесиках, качающий головой и мычащий, заводные машинки, разные всадники на лошадях, мышки, паровики и чего-чего только нам не дарили".

Дети тоже готовили подарки, сделанные своими руками, дарили их родителям, детям победнее, которых приглашали в дом на Рождество.

В Сочельник к вечеру "бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь - звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон - другая… Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. А какие звезды!.. Форточку откроешь - резанет, ожжет морозом. А звезды..! На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды - звон-то! Морозный, гулкий, - прямо, серебро. Такого не услышишь, нет…

Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, - мороз и не щиплет. Выйдешь - певучий звон. И звезды. Калитку тронешь, - так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице - сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух… - синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы - белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий, - плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, - Рождество.

Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый… - и почему-то видится кроватка, звезды.

Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови Свет Разума…

И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный… был всегда. И будет" (Иван Шмелев "Лето Господне").


  Просмотров 694
Показать полностью

Старощербиновский музей

05.01.2022

Читать

Сегодня, в Сочельник, мы расскажем о блюдах к рождественскому столу, которые вы можете приготовить сами по старинным рецептам (по материалам портала «Культура.РФ»).

До первой звезды нельзя

За 40 дней до Рождества начинается Рождественский (или Филиппов) пост. Он достаточно строгий, а его окончание, когда не благословляется даже рыба, по времени как раз совпадает с празднованием Нового года. Так что православным в ночь с 31 на 1 винопития не положено. А шестого января не положено и есть ничего, кроме сочива. Считается, что именно это блюдо и дало название Сочельнику – последнему дню перед Рождеством. Его ели вечером, когда на небе появлялась первая звезда – блюдо из злаков, орехов и сушеных фруктов должно было дать сил выстоять долгую рождественскую службу.

СОЧИВО,
рецепт Максима Сырникова


Возьмите стакан пшеничных зерен. Хорошенько промойте, выложите в чугунный горшок, залейте тремя стаканами воды, подсолите. Закройте крышкой и поставьте в разогретую духовку на два-три часа. В конце готовки пшеница должна полностью развариться, зернышки стать мягкими и даже частично полопаться. Остудите их прямо в горшке, не допуская подсыхания. Сочиво должно быть именно сочным, мягким, но в тоже время рассыпчатым.

Смешайте зерна с подготовленным изюмом, мелко нарезанной курагой, черносливом, распаренным и растертым маком, любыми орехами по вкусу. А затем выложите на блюдо и полейте медовой сытой – медом, разведенным водой в пропорции один к одному и доведенным до кипения.

Схожих рецептов сочива достаточно много, единственно верного, пожалуй, не существует. Выбор злаков, круп и добавок к ним зависел от региона, достатка в семье и личных предпочтений хозяйки. Где-то на стол ставили коливо, где-то – кутью, по сути, это одно и то же, только названия разные. Важно помнить, что в русской обрядовой кухне кутья может быть как скоромной, так и постной, и в Сочельник подают именно постную. Разговеться (то есть поесть непостной пищи) православный сможет только на следующий день, на Рождество.

Головой не вертит, на зубах хрустит

В Сочельник же начинали готовиться к рождественскому застолью – по обычаю нужно было приготовить как минимум 12 разных блюд, по числу святых апостолов. Конечно, такую традицию выдержать было сложно – для такого богатого меню нужно было обладать определенным достатком. Чтобы его как раз и приманить, к Рождеству выпекали целые стада козуль – пряничков в виде животных. Они были и лакомством, и оберегом для дома.

«В сочельник вечером вся семья садится за столом и лепит коровок из бездрожжевого теста, замешанного на молоке. Молоко, пшеничная мука, соль – все ингредиенты. Потом их вынесут во двор на мороз на всю ночь, а в рождественское утро отправят в печь. В память о празднике несколько мастерски сделанных фигурок сохранят на весь год». Максим Сырников

В северных деревнях козуль либо вырезали из раскатанного теста специальной формой (которую берегли и передавали по наследству), либо лепили, как глиняную игрушку. Пекли их сначала из ржаной муки, позже – из пшеничной, затем к ней стали добавлять жженый сахар, а в XVIII веке северянам стали доступны различные пряности, и козули стали еще вкуснее. Тесто для них готовили сильно заранее, выдерживали на морозе – считалось, что от этого его качество улучшается. Готовые пряники покрывали белой сахарной или розовой глазурью, которую получали с помощью сока клюквы или брусники.

КОЗУЛИ,
рецепт из Архангельской области


Обжечь 1 стакан сахара, растворить в стакане горячей воды. Добавить еще 2 стакана сахара (до полного растворения), 150 г сливочного масла, 1 чайную ложку корицы, гвоздики и соды, 1 яйцо и 2 желтка. Засыпать около 0,5 кг муки, вымесить тесто, чтобы оно не прилипало к рукам. Тесто выдержать в кастрюле и целлофане в прохладном месте неделю. После этого добавить в тесто еще 0,5 кг сахарного песка и раскатать его до толщины 0,5 см. Раскатанное тесто вырезать формами из жести или плотной бумаги и выложить на противень, смазанный маслом. Смазать пряники взбитым яйцом с водой в соотношении 1:1 и поставить в духовку. Выпекать 5-7 минут. Готовым пряникам дать просохнуть, после чего снять их с противня и украсить глазурью.

Гусь свинье товарищ

Долгое время на Руси сохранялся обычай в Рождество класть на стол сено – в память о яслях, в которых родился младенец Иисус. Его укладывали либо под скатерть, либо посреди стола. Вокруг расставляли мясные блюда: чем больше, тем лучше, в несколько рядов. Тут была и свинина, и баранина, и всякая птица; все годилось к застолью. Но венчал рождественское меню, конечно, гусь – зажаренный целиком, обложенный мочёными яблоками и квашеной капустой. Хорошие кухарки гуся выбирали тщательно, в проверенных лавках у знакомых продавцов. Часто в праздничные дни продавцы гусятины, пользуясь ажиотажным спросом, шли на надувательство – то есть, как объясняли в старинных поварских книгах, «вводили во внутрь ея, через заднее отверстие воздух и зашивали отверстие с некоторым искусством и маленьким фокусничеством». Такой надутый гусь на роль коронного блюда никак не годился, разве что на бульон.

ГУСИ ИЛИ УТКИ,
рецепт 1834 года


Зарезав и ощипав почище гуся или утку, пеньки из них выбери маленьким ножичком, опали шею и крылья, а папоротки отними прочь, почище вымой и, заправив шпилькой, жарь на вертеле или в печи, смазывая почаще маслом и посолив; наблюдай, чтоб не сгорели.

ПОРОСЕНОК,
рецепт 1902 года


Из хорошо очищенного поросенка вынуть потроха, сварить в воде, которая должна быть немного посолена для вкуса; когда потроха сварятся, изрубить их мелко с пятью или более, смотря по величине поросенка, круто сваренными яйцами, развести это сырыми яйцами и потом, начинив поросенка, зашить разрез, обмазать маслом и поставить в печь, чтобы обжарился, когда хорошо зарумянится, то поливать поросенка соком, который он даст из себя.

Хрен всему голова

Мясное изобилие на столах объяснялось тем, что к Рождеству в деревнях всегда забивали последнюю скотину, чтобы не кормить ее всю зиму. Такой порядок хозяйствования существовал и до сих пор существует во многих странах, так что запеченного молочного поросенка или гуся под румяной корочкой нельзя считать сугубо русским рождественским блюдом. И тем не менее, национальные отличия все равно есть. Касаются они в основном используемых приправ и гарниров. Если в Греции, например, поросенка подают с сельдереем, а в Германии с тушеной капустой, то у нас испокон веков лучшей добавкой считается хрен. Он абсолютно универсален, подавали его чуть не ко всем блюдам русской кухни: и к мясным, и к рыбным, и к холодным, и к горячим. Жгучий вкус часто смягчали сметаной, и такая приправа много лет была куда популярнее, чем нынешний майонез.

ХЛЕБНАЯ ХРЕНОВИНА,
монастырский рецепт


Срезать корку с буханки ржаного хлеба, мякиш измельчить и подрумянить в духовке до золотистого цвета. Одну редьку почистить, перемолоть на мясорубке или в комбайне. Сок отжать и слить, используется только мякоть. Корень хрена очистить, нарезать и так же перемолоть. Смешать все ингредиенты, добавить уксус и растереть, пока соус не станет густым. Добавить мед, соль, душистую мяту или молотую гвоздику.

Не бей клин под овсяный блин

Не обходился рождественский стол без выпечки. Пироги, пирожки, расстегаи, кулебяки, калитки или колядки, которыми одаривали колядующих – чего тут только не было. Особняком в этом ряду стоят овсянцы, блины из овсяной муки. Традиция готовить их в эти дни явно идет еще с дохристианских времен. Сам период от Рождества до Крещения, Святки, во многих местностях именовался Авсеньки или Овсеницы. Пекли блины на топленом масле и щедро экспериментировали с различными припеками (начинками, которые запекают прямо в тесте). Хорошо к овсянцам шла пряженина – от слова «пряжить», то есть жарить на толстом слое перекаленного масла. Такой способ кулинарной обработки очень древний, корни его исследователи раскопали чуть не в XV веке. Однако сейчас он фактически вышел из употребления. А блюдо осталось, особенно оно популярно в польской и белорусской кухне.

ПРЯЖЕНИНА,
рецепт из Беларуси


300 г свинины на ребрышках, 200 г домашней колбасы, 100 г шпика, 2 головки репчатого лука, 2 ст. ложки муки, лавровый лист, 1-2 дольки чеснока, соль.

Шпик мелко нарезать, вытопить жир, шкварки вынуть. Обжарить в жиру свиные ребрышки и нарезанную кружками колбасу. Поместить все в глиняный горшок и залить мучной подливкой. Горшок потомить в духовке около часа. Перед подачей к столу натереть в него чеснок.

Для мучной подливки в вытопленном сале обжарить лук и постепенно всыпать 2 ст. ложки муки, влить тонкой струйкой горячую воду и довести до консистенции сметаны.

Пей, да дело разумей

Что пили на Рождество? Если в Сочельник меню строго регулировалось церковным обрядом, то после каждый праздновал в соответствии с собственным вкусом и бюджетом. Это касалось и напитков – и наливки, и настойки, и домашние вина и прочие хмельные напитки, которые в наше время кажутся довольно экзотичными.

Впрочем, традиционные русские напитки всегда имели варианты без градусов – для детей или тех, кто и в праздники строг нравом.

БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЙ СБИТЕНЬ,
рецепт Максима Сырникова


1 стакан меда, 6 стаканов воды, 2 ч.л сухой мяты, свежий натертый имбирь, корица, гвоздика.

Мед развести в подогретой воде, поставить на небольшой огонь, добавить мяту. Имбирь и пряности. Довести до кипения, уменьшить огонь до минимального и варить 15 минут, тщательно снимая пену. Готовый сбитень процедить и подавать горячим.

В конце варки можно сделать из детского сбитня напиток для взрослых, влив в него стакан красного вина. Или в уже готовый – рюмку коньяка.

Бывало, что накрытый стол от Рождества не убирали до самого Крещения – ждали то гостей, то колядующих, да и домашних такой режим бесконечного питания устраивал. Эта традиция вполне совпадает и с современным сценарием новогодних каникул. Главное – помнить: все-таки Рождество праздник церковный, а в такие дни для верующего человека предпочтительней пища духовная.


  Просмотров 750
Показать полностью

Старощербиновский музей

30.12.2021

Читать

История елочных игрушек как атрибута Рождества началась в Германии и Прибалтике начала XVII века. Изначально украшения были довольно простыми и вторили христианской символике: всеми известная звезда на вершине елки есть не что иное, как прототип Вифлеемской звезды; яблоки, развешанные на ветвях – символ плодов с Древа познания Добра и Зла; зажженные свечи – символ ангельской чистоты. С годами наряженные елки становились традицией, украшения усложнялись и совершенствовались, на елку стали вешать искусственные игрушки, а также сладости и орехи.

Согласно одной из версий, первые привычные нам стеклянные елочные игрушки появились в Саксонии еще в XVI веке, то есть даже раньше первого документированного рождественского дерева. По другой, более правдоподобной версии, появление игрушек связано с неурожаем яблок в Германии в 1848 году. Именно в этом году стеклодувы из местечка Лауша в Тюрингии создали искусственные стеклянные «яблоки», которые впоследствии успешно были проданы и положили начало регулярному производству елочных игрушек.

Другая традиция – украшать елку огнями – началась с восковых свечей, что было крайне непрактично и пожароопасно, однако люди шли на риск ради следования традиции естественности украшений.

В Российской империи производство елочных игрушек было незначительно, но они массово поставлялись к праздникам из Европы, большей частью из Германии. Первым производством украшений стал заниматься стеклодувный завод в Клину. Во времена Революции рождественская елка подвергалась гонениям в связи с религиозной подоплекой этой традиции.

В 1929 году вышел официальный запрет на праздник и устройство елки. Однако граждане не изменили традиции – они тайно украшали елки и делали игрушки сами. Именно к этому периоду принято относить самые редкие коллекционные советские елочные украшения. Лишь в канун 1935 года ситуация начала проясняться, когда П.П.Постышев предложил в «Правде» вернуть праздник советским детям. Само собой, речь шла не о Рождестве, но о праздновании Нового года.

Все традиции тщательно шлифовались в соответствии с жесткой советской идеологией и очищались от какого-либо религиозного оттенка. Это отразилось и на возобновленном в стране производстве елочных игрушек. В итоге изменения претерпела звезда на вершине елки – на смену Вифлеемской пришла пятиконечная красная звезда, символ Красной армии, а также просто декоративные навершия, так называемые «пики»; место шаров и ангелов заняли всевозможные фигурки людей и животных, фруктов и овощей. Такое разнообразие форм было существенным отличием от европейской традиции украшения елки, где игрушки могли быть разноцветными, но преимущественно единой формы.

Также изготавливали различные фигурки из стекла. Появились украшения из стекляруса, соединенного медной или стальной проволокой. Так монтировали игрушки геометрической формы — звезды, абстрактные конструкции, даже самолеты.

До середины пятидесятых делали ватные игрушки. Многие из сохранившихся до сегодняшнего времени образцов были выпущены в Москве, где работали две фабрики, точнее артели – это «Художественная игрушка» и артель «Все для ребенка». Их изготавливали из прессованного хлопка, которому придавали нужную форму.

После войны СССР стал закупать в ГДР наборы елочных украшений, в которые входили: навершие, 16 разноцветных шаров и 5 украшений другой формы. Варианты последних менялись каждый год вместе с раскраской шаров. Эти наборы были в СССР дефицитом и одной из самых желанных покупок на новогоднем базаре, несмотря на довольно высокую по тем временам стоимость (ок. 9 рублей).

В 50-х появились наборы игрушек-«малюток». Этими миниатюрными игрушечками можно было украсить игрушечную елочку, создав себе уют на журнальном или рабочем столе. Игрушки были изготовлены из стекла, пластмассы, бумаги. «Модели» разнообразные – огурцы с лимонами, снеговики с мишками и даже миниатюрные стеклярусные бусы.

В 50-60 годы в моду вошли игрушки на сельскохозяйственную тему: хлеб, помидоры, морковки, снопы пшеницы и прочие продукты. Особой популярностью пользовались початки кукурузы. «Царица полей» – это единственная игрушка, которая бессменно выпускалась на подмосковной фабрике «Елочка» и в советские годы, и в конце 90-х.

В конце пятидесятых годов, когда на экраны кинотеатров вышел фильм Э. Рязанова «Карнавальная ночь», появились елочные игрушки-часы, на которых всегда было без пяти двенадцать.

В современной России ассортимент елочных игрушек почти одинаков с европейским, потому как производятся они преимущественно на предприятиях Китая.

Сегодня новогодняя игрушка – это не только праздничное украшение елки, но и предмет гордости коллекционеров, также появилась традиция преподносить необычные и дорогие елочные шары в качестве новогоднего подарка на Новый год.


По материалам сайта: https://xn----ftbdbpckhfu5a9k0b.xn--p1ai/ulichnye-iskusstvennye-elki/istoriya-elochnoj-igrushki/


  Просмотров 791
Показать полностью

Старощербиновский музей

18.12.2021

Читать

В атмосферу предновогодней суеты и традиций праздника времён СССР можно окунуться в МБУК Старощербиновский музей, где пройдет выставка «Новый год по-советски». Каждый, кто побывает на выставке, совершит путешествие в 50–90-е годы прошлого века, погрузится в представленную атмосферу - квартиру рядового советского гражданина.

Праздник не был бы праздником без мандаринов, советского шампанского, хрустальных ваз в серванте, елочных игрушек, Деда Мороза, гирлянд, поздравительных открыток, праздничных нарядов и многого другого. А фотозона поможет запечатлеть эти моменты и создаст праздничное настроение.


  Просмотров 2010
Показать полностью

Старощербиновский музей

12.12.2021

Читать

День Конституции — один из значимых государственных праздников России, он отмечается в нашей стране ежегодно 12 декабря. В этот день в 1993 году всенародным голосованием в нашей стране была принята Конституция Российской Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года.

С 1994 года, согласно Указам Президента России («О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря») день 12 декабря был объявлен государственным праздником. Конституция — основной закон государства — является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.

Со времени первого принятия Конституции в документ был внесён ряд поправок, из которых одними из последних являются положения о том, что «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ранее — на 4 года) и о том, что «Государственная Дума избирается сроком на пять лет» (ранее — на 4 года) (Закон РФ о поправке к Конституции РФ № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 года). В конце 1990-х годов российская Конституция пережила, по меньшей мере, два политических кризиса, из которых вышла с честью и достоинством. Ей предшествовали принятая в 1918 году конституция РСФСР и первая Конституция СССР, принятая в 1924 году и закрепившая победу социализма на советском пространстве. Затем на смену пришли Конституция 1936 года и, так называемая, «брежневская» Конституция 1977 года, действовавшая до распада Советского Союза. «Экземпляр номер один» Конституции России «Экземпляр номер один» Конституции России Российская Конституция — прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны — Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов — норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения её качества.

Переплёт из тончайшей кожи красного цвета, накладной серебряный герб России и тиснёная золотом надпись «Конституция Российской Федерации» — так выглядит «экземпляр номер один» основного закона страны. Так называемое инаугурационное издание Конституции РФ хранится в библиотеке главы государства в Кремле.

В течение десяти с лишним лет 12 декабря являлся официальным выходным. Однако, в декабре 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. Закон предусматривает отмену выходного дня в День Конституции, а сам праздник причислен к памятным датам России. Несмотря на это, в этот день по всей стране проходят различные мероприятия, посвящённые данной памятной дате в честь главного закона страны. Особенно много мероприятий проходит в образовательных и культурных учреждениях российских городов — это уроки правоведения, «круглые столы», тематические презентации и выставки, праздничные концерты, массовые акции, митинги, флешмобы.


  Просмотров 826
Показать полностью

Старощербиновский музей

10.12.2021

Читать

Пиротехнические изделия подлежат обязательной сертификации, на них должна быть инструкция по применению и адреса или телефоны производителя (для российских предприятий) или оптового продавца (для импортных фейерверков). Это гарантирует качество и безопасность изделий.

При самостоятельной закупке фейерверков в других местах, следует обращать внимание на наличие инструкции на изделии, адреса или телефона производителя или оптового продавца. Фейерверки покупайте только в местах официальной продажи. Не покупайте фейерверки в не регламентированных для этих целей местах (это могут быть рынки, киоски и иные торговые точки) или у «знакомых», поскольку скорее всего приобретете несертифицированное или нелегальное изделие. При покупке фейерверков обратите внимание на упаковку, на ней должны отсутствовать увлажненные места, разрывы. Покупая фейерверк с товарным знаком, Вы действительно приобретете качественное изделие, поскольку каждый изготовитель дорожит своим добрым именем.

Фейерверки храните в сухом месте, в оригинальной упаковке. Запрещено хранить пиротехнические изделия во влажном или в очень сухом помещении с высокой температурой воздуха (более 30°С) вблизи от легковоспламеняющихся предметов и веществ, а также вблизи обогревательных приборов. Не носите их в кармане. Не возите в автомобиле. Не храните фейерверки возле горючих и легко воспламеняемых материалов. Храните фейерверки в не доступных для детей местах. В холодное время года фейерверки желательно хранить в отапливаемом помещении, в противном случае из-за перепадов температуры фейерверки могут отсыреть. Отсыревшие фейерверки категорически запрещается сушить на отопительных приборах (батареи отопления, рефлектора, бытовые обогреватели и т.п.) и используя нагревательные приборы (строительные и бытовые фены, паяльные лампы и т.п.).

Задача запускающего - провести фейерверк безопасно для себя и зрителей.


Общие рекомендации по запуску фейерверочных изделий

1. Заранее определить место проведения фейерверка, площадку, на которой он будет производиться (лучше осмотреть место днем). При сильном и порывистом ветре лучше совсем отказаться от проведения фейерверка. Размер площадки должен соответствовать максимальному размеру опасной зоны, указанной на изделиях, которые будут использоваться при проведении фейерверка. Над площадкой не должно быть деревьев, линий электропередач и прочих воздушных преград.

2. Категорически запрещается запускать пиротехнические изделия при постоянном или порывистом ветре (ограничения по скорости ветра приведены на этикетке каждого конкретного изделия). Кроме того, применение пиротехники в ненастную погоду так же небезопасно! Необходимо помнить, что если пиротехника простоит под дождем 3-5 мин, даже если вы сохранили сухим фитиль, - гарантии успешного запуска нет. Более того, некоторые виды пиротехники после намокания становятся опасными для зрителей. Так, например, промокшие ракеты могут отклоняться от вертикального полета, а заряды промокших батарей салютов будут взлетать на незначительную высоту и срабатывать (разрываться) в опасной близости от зрителей.

1. Определить место расположения зрителей. Зрители должны находиться за пределами опасной зоны. Наилучший эффект от фейерверка наблюдается в том случае, если ветер дует от зрителей и относит в сторону дым, а расстояние от фейерверка выбрано таким, чтобы зрители наблюдали эффекты под углом не более 45 градусов. Оптимальное расстояние составляет не менее 30-50 м.

2. Определить человека, ответственного за проведение фейерверка. Он должен быть трезвым. Никогда не запускайте пиротехнику, находясь в нетрезвом состоянии, - реакция при запуске фейерверков нужна не хуже, чем при управлении автомобилем. Использовать пиротехнические изделия в нетрезвом состоянии запрещено.

3. Запускающий должен заранее разместить и надежно закрепить изделия в соответствии с инструкциями по использованию и быть готовым оперативно отреагировать в случае возникновения непредвиденной ситуации.

4. При поджиге изделий нельзя держать их в руках, наклоняться над изделиями. Фитиль следует поджигать с расстояния вытянутой руки. После окончания работы изделия нельзя подходить к нему как минимум 10 мин. Нельзя допускать на пусковую площадку посторонних лиц во время и после стрельбы. Самый лучший вариант, если у запускающего будет помощник, спокойно контролирующий обстановку во время фейерверка.

5. Никогда не ленитесь лишний раз прочитать инструкцию на изделии. Каким бы Вы ни были «асом» в пиротехнике, помните, что даже знакомое и обычное на вид пиротехническое изделие может иметь свои особенности.

6. Заранее освободите и расправьте огнепроводный шнур (стопин) на ваших изделиях. Все фейерверочные изделия, предназначенные для продажи населению, инициируются поджигом огнепроводного шнура. Запомните, что перед тем, как поджечь фитиль, вы должны точно знать, где у изделия верх и откуда будут вылетать горящие элементы.

7. Салюты следует устанавливать на твердую ровную поверхность. Салюты с небольшой площадью основания следует закрепить, подсыпав с боков землей или установить в плотный снег. Это позволит избежать возможного опрокидывания изделия.

8. Ракеты и летающие фейерверочные изделия следует запускать вдали от жилых домов, построек с ветхими крышами или открытыми чердаками.

9. Для наземных фейерверочных изделий нужно выбирать гладкую поверхность, которая не препятствует их движению. Это может быть лед, ровный грунт, асфальт, гладкий бетон. 10. Устроитель фейерверка должен после поджига изделий немедленно удалиться из опасной зоны, повернувшись спиной к работающим изделиям.

11. И, наконец, главное правило безопасности: никогда не разбирайте фейерверочные изделия - ни до использования, ни после!


3. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО разбирать, дооснащать или каким-либо другим образом изменять конструкцию пиротехнического изделия до и после его использования.


Помимо вышеперечисленного при обращении с пиротехническими изделиями ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

• использовать пиротехнические изделия лицам, моложе 18 лет без присутствия взрослых.
• курить рядом с пиротехническим изделием.
• механически воздействовать на пиротехническое изделие.
• бросать, ударять пиротехническое изделие.
• бросать пиротехнические изделия в огонь.
• применять пиротехнические изделия в помещении (исключение: бенгальские огни, тортовые свечи, хлопушки).
• держать работающее пиротехническое изделие в руках (кроме бенгальских огней, тортовых свечей, хлопушек).
• использовать пиротехнические изделия вблизи зданий, сооружений деревьев, линий электропередач и на расстоянии меньшем радиуса опасной зоны.
• находиться по отношению к работающему пиротехническому изделию на меньшем расстоянии, чем безопасное расстояние.
• наклоняться над пиротехническим изделием во время поджога фитиля, а также во время работы пиротехнического изделия.
• в случае затухания фитиля поджигать его ещё раз.
• подходить и наклоняться над отработавшим пиротехническим изделием в течение минимум 5 минут после окончания его работы.


Место проведения фейерверка.

В соответствии с п.13 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 №1052 "Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий" применение пиротехнических изделий ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

а) в помещениях, зданиях и сооружениях любого функционального назначения;
б) на территориях взрывоопасных и пожароопасных объектов, в полосах отчуждения железных дорог, нефтепроводов, газопроводов и линий высоковольтной электропередачи;
в) на крышах, балконах, лоджиях и выступающих частях фасадов зданий (сооружений);
г) на сценических площадках, стадионах и иных спортивных сооружениях;
д) во время проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирования;
е) на территориях особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, памятников истории и культуры, кладбищ и культовых сооружений, заповедников, заказников и национальных парков.


Действия в случае отказов, утилизация негодных изделий.

Важно помнить, что в случае если фитиль погас или прогорел, а изделие не начало работать, следует:

Выждать 10 минут, чтобы удостовериться в отказе;

Подойти к фейерверочному изделию и провести визуальный осмотр изделия, чтобы удостовериться в отсутствии тлеющих частей. Категорически запрещается наклоняться над изделием. Последующие действия можно выполнять, только убедившись в отсутствии тлеющих частей;

Собрать и уничтожить не сработавшее фейерверочное изделие. Уничтожают фейерверочные изделия, поместив их в воду на срок не менее 24 часов. После этого их можно выбросить с бытовым мусором. Категорически запрещается сжигать фейерверочные изделия на кострах.


  Просмотров 504
Показать полностью

Старощербиновский музей

09.12.2021

Читать


  Просмотров 915
Показать полностью

Старощербиновский музей

08.12.2021

Читать

ВОЗРОЖДЕННЫЙ ПРАЗДНИК


Дата праздника приурочена ко дню христианского святого, великомученика святого Георгия Победоносца, получившего свое прозвище за мужество и духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности. Культ св. Георгия Победоносца проник из Византии на Русь в X-XI вв. Первоначально св. Георгий был известен как покровитель князей, особенно в их военных походах. Он изображался на иконах в виде стоящего воина с копьем и щитом или с мечом и копьем. Постепенно стоящего воина заменил всадник-змееборец, которому было посвящено сказание «Чудо Георгия о Змие». В нем повествовалось о том, как святой воин Георгий спас царскую дочь от чудовищного змея-людоеда, усмирив его при помощи креста и молитвы, а затем пронзив копьем.

До Октябрьской революции существовала традиция чествовать в день св. Георгия всех кавалеров Георгиевских отличий – от таких прославленных людей как А.В.Суворов, Г.А.Потёмкин, М.И.Кутузов до простых солдат, матросов и казаков, награжденных Георгиевскими крестами и медалями. Последний раз в императорской России праздник Георгиевских кавалеров торжественно отмечался 26 ноября (9 декабря) 1916 г. После 1917 г. Орден, а вместе с ним и праздник, были упразднены.

8 августа 2000 г. Орден Святого Георгия был восстановлен в качестве высшей военной награды России, а в 2007 г. Был возрожден и праздник – День Героев Отечества, который впервые отмечался в России 9 декабря 2007 г.


ОРДЕН СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕННИКА ПОБЕДОНОСЦА И ЧУДОТВОРЦА ГЕОРГИЯ


Год основания – 1769, 9 декабря (26 ноября ст.ст.)
Основатель – Екатерина II
Девиз - «За службу и храбрость»
Статус – военный орден за боевые отличия
Цвета ленты: оранжевый и черный
Число степеней – 4

Является единственным русским орденом, которым награждали только за военные заслуги. Знаком этого ордена был белый (эмалевый) крест. Орденская лента состояла из черных и оранжевых полос.

С 1849 г. Имена кавалеров ордена заносились на специальные мраморные доски в Георгиевском зале Кремля.

Знак отличия Военного ордена (Георгиевский крест)

Учрежден 13 февраля 1807 года «для поощрения храбрости и мужества» солдат и унтер-офицеров.

Георгиевский крест, «знак отличия военного ордена Святого Георгия», представлявший собой серебряный крест – с 1913 года его стали официально называть Георгиевский крест.

Из статуса ордена: «Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный приобретается.»


КАВАЛЕРЫ ОРДЕНА СВЯТОГО ГЕОРГИЯ ВСЕХ СТЕПЕНЕЙ


Полных кавалеров ордена св. Георгия, т.е. получивших знаки всех степеней, за всю историю России было четверо:
- генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, князь Смоленский;
- генерал-фельдмаршал граф Михаил Богданович Барклай-де-Толли;
- генерал-фельдмаршал граф Иван Федорович Паскевич-Эриванский;
- генерал-фельдмаршал Иван Иванович Дибич-Забалканский.


ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТОЧКА И ГЕТОРГИЕВСКИЙ КРЕСТ


Святого Георгия полагалось носить на «ленте шелковой о трех черных и двух желтых полосах», впоследствии за ней и закрепилось название - Георгиевская лента.

Что означает черный и желтый цвет? В России они являлись цветами императорскими, государственными, соответствовали черному двуглавому орлу и желтому полю государственного герба. Именно этой, символики, видимо, придерживалась императрица Екатерина 2, утверждая цвета ленты. Но, так как орден был назван в честь Святого Георгия Победоносца, цвета ленты, возможно, символизируют самого Святого Георгия и обозначают его мученическую смерть - три черных полосы, и чудесное воскрешение - две оранжевые полосы. Именно эти цвета и называются сейчас при обозначении цветов Георгиевской ленты. Кроме того, новая награда, вручалась исключительно за воинские подвиги. А цвета войны – это цвет пламени, то есть - оранжевый, и дыма - черный.

В 1807 году император Александр I учредил специальную награду для нижних чинов Русской Армии за личную храбрость в бою, которая получила название - Знак отличия Военного ордена. Ношение креста предписывалось на ленте, цвета которой соответствовали цветам ордена Св. Георгия. Именно с этого периода популярность Георгиевской ленточки становится всенародной, так как подобные награды простой российский народ видел гораздо чаще, чем золотые ордена офицерского состава Российской Армии. Этот знак в дальнейшем получил название солдатский Георгиевский крест или солдатский Георгий (Егорий), как его называли в народе. Орденским храмом была церковь Святого Иоанна Предтечи около Чесменской богадельни в Петербурге. В Чесменском дворце проходили заседания Георгиевской Кавалерской думы. Однако все торжественные церемонии, связанные с орденом, со времени Екатерины II проходили в Зимнем дворце. 5 ноября 1811 года граф Румянцев объявил Казначею Российских орденов именной указ императора Александра I «О имении Думе ордена Святого Георгия собраний своих в Зимнем дворце». В соответствии с этим указом, собранию Думы «быть в обыкновенное время и в Георгиевском зале Зимнего дворца». Ежегодные торжественные приемы по случаю орденского праздника проходили 9 декабря (26 ноября ст.ст.) в Зимнем дворце. На них приглашались кавалеры ордена Святого Георгия. После богослужения в соборе участников праздника ждал нарядно украшенный обеденный стол. Артиллерийский салют со стен Петропавловской крепости и Адмиралтейства сопровождал тосты «при питии за здравие». Для торжественных обедов использовали фарфоровый сервиз, заказанный Екатериной II на заводе Гарднера в 1777-1778 годах. «Георгиевский» сервиз на восемьдесят персон состоял из тарелок, сухарниц, кремовниц и т. д. Все предметы сервиза были украшены изображениями орденских знаков и георгиевской ленты. В последующие годы неоднократно заказывались дополнительные предметы для восполнения утрат.

9 декабря (26 ноября по церковному календарю) Русская Православная Церковь празднует Освящение церкви великомученика Георгия в Киеве. В «Месяцеслове» 1895 года Сергия Булгакова у названия праздника есть продолжение - «у златых врат».

В этот же день в 1769 году императрица Екатерина Великая учредила для офицеров высшую награду - Орден Святого Георгия…

В 1051–1054 годы храм построил великий князь Киевский Ярослав Мудрый, в святом крещении Георгий. В списке ХIV века безымянный автор передает сведения древней рукописи: «Блаженный и приснопамятны всея Рускыя земли князь Ярослав, нареченный в святем крещеньи Георьгий, сын Владимерь, крестившаго землю Рускую, брат же святою мученику Бориса и Глеба, се всхоте создати церковь в свое имя святого Георгия…»

Георгиевский храм находился на главной улице Киева, ведущей от Златых врат, перед въездом в монастырь святой Софии. Место это - пересечение современных улиц Золотоворотской, Рейтарской и Георгиевского переулка, с противоположной стороны от колокольни Софии Киевской. На месте Георгиевского храма - сквер. Храм святого Георгия был освящен митрополитом Киевским и всея Руси Иларионом. Имя святителя нам дорого и как начинателя русской литературы, открывателя собственной русской мысли. Его «Слово о Законе и Благодати» актуально и поныне. Рядом с улицами, в названиях которых жив ХI век, - улицы, в которых жив век ХVII - Рейтарская и Стрелецкая. После воссоединения Малой Руси и Русского царства Киев был забран у Польши, и с 1 марта 1654 года в Киеве находился воевода и его войско. Рейтары - ударная кавалерия, стрельцы - пехота. Сын крестителя Руси равноапостольного князя Владимира князь Ярослав Мудрый, в крещении Георгий, основал в Новгороде в 1030 году, возможно, первый у нас Георгиевский (Юрьев) монастырь, а в период между 1051 и 1053 годами воздвиг в Киеве, рядом с собором Святой Софии, и первый же каменный Георгиевский храм, освященный, согласно сказанию из «Пролога», митрополитом Иларионом. Тогда же в память освящения храма князь «заповеда по всей России творити праздник святаго Георгия» – так называемый Юрьев день, или «зимний Георгий» (в отличие от «весеннего», празднуемого 23 апреля в память мученической кончины святого).

«Зимний Георгий» (иногда его, по старой памяти, соответственно юлианскому календарю, называют «осенним») – чисто русский церковный праздник: установлением его Русь подтверждала как бы дополнительное свое освящение мученической кровью «змееборца», ибо уже тогда она хорошо понимала, что именно кровь мучеников и есть «семя христианства».


ОРДЕН СЛАВЫ


Орден Славы был учрежден в один день с орденом «Победа» 8 ноября 1943 года. Он стал последним из «сухопутных» орденов, созданных в годы войны: после него появились только «морские» ордена Ушакова и Нахимова. Орден имел несколько особенностей, которых не было ни у какой другой отечественной награды. Во-первых, это единственное боевое отличие, предназначенное для награждения исключительно солдат и сержантов (в авиации также и младших лейтенантов). Во-вторых, награждение им осуществлялось только в восходящем порядке, начиная с младшей - III степени. В-третьих, орден Славы до 1974 года был единственным орденом СССР, выдававшимся только за личные заслуги и никогда не выдававшимся ни воинским частям, ни предприятиям, ни организациям. В-четвертых, статут ордена предусматривал повышение кавалеров всех трех степеней в звании, что являлось исключением для советской наградной системы. В-пятых, цвета ленты ордена Славы повторяют расцветку ленты российского имперского ордена Святого Георгия, что в сталинские времена было по меньшей мере неожиданным. В-шестых, цвет и рисунок ленты были одинаковы для всех трех степеней, что было характерно только для дореволюционной наградной системы.

Орден был учрежден по инициативе Сталина. Впервые предложение о его учреждении было высказано 20 июня 1943 года, во время обсуждения проекта ордена «Победа» на заседании Наркомата обороны.


ИЗ СТАТУСА ОРДЕНА СВЯТОГО ГЕОРГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Орденом Святого Георгия награждаются военнослужащие из числа высшего и старшего офицерского состава за проведение боевых операций по защите Отечества при нападении внешнего противника, завершившихся полным разгромом врага, а также за проведение боевых и иных операций на территории других государств при поддержании или восстановлении международного мира и безопасности, ставших образцом военного искусства, подвиги которых служат примером доблести и отваги… Орденом Святого Георгия IV степени могут быть награждены также и младшие офицеры, проявившие в ходе боевых действий по защите Отечества личную отвагу, мужество и храбрость, а также высокое воинское мастерство, обеспечившие победу в бою… Фамилии награжденных орденом Святого Георгия заносятся для увековечения на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в г. Москве.

  Просмотров 805
Показать полностью
« 1 2 ... 14 15 16 17 18 ... 22 23 »