Главная / События

Старощербиновский музей

04.11.2022

Читать

Самобытная Россия: саха

Якутия — самый большой регион России, почти не освоенный людьми. Жители края долгое время находились в изоляции от других этносов, поэтому сумели сохранить самобытную культуру и религию. Тюркский народ, который проживает на территории Якутии, эмигрировал сюда с Прибайкалья. Якутами жителей этого края назвали русские, однако их древнее имя — саха (во множественном числе — сахалар), что в переводе с якутского языка значит «белый», «солнечный». Солнце — один из основных символов национальной культуры, оно даже изображено на республиканском флаге в виде белого круга. В основном якуты занимаются рыболовством и охотой, разводят крупный рогатый скот и оленей. Особое отношение в народе сохранилось к лошадям. Табунное коневодство — важная отрасль животноводства в Республике Саха. Белая лошадь — еще один символ Якутии. Из традиционных ремесел в Якутии популярна резьба по кости. Местные умельцы создают целые произведения искусства из моржовых клыков или бивней мамонтов: республика хранит в ледниках огромный запас этого материала. Большую часть якутского фольклора включает в себя эпос Олонхо. Древние эпические сказания — одно из главных сокровищ саха. Произведение состоит из множества стихов, которые веками передаются из уст в уста.

Аар Айыы, традиционная якутская религия, развилась из древней конфессии тюркских народов, тенгрианства. Согласно верованию Аар Айыы, вселенная делится на верхний, средний и подземный миры. В первом обитают божества, во втором живут люди, в последнем — злые духи. Верховный бог якутской религии — Айыы тойон. Посредником между людьми и духами считается шаман.

Традиционный музыкальный инструмент сахалар называется хомус. Эта разновидность варгана известна более 5000 лет и используется в творчестве всех тюркских народов. По форме инструмент напоминает большой железный ключ, в центре которого прикреплен тонкий стальной язычок с крючком на конце. Хомус прижимают к зубам или к губам, а звук извлекают с помощью дыхания и разных положений языка. Также во время обрядов сахалар используют барабаны. В самый большой ритуальный инструмент — табык — бьют по особым праздникам.

Национальная якутская кухня — это отварные, сырые и сброженные продукты. В XIX веке сахалар ели много рыбы, молочной и растительной пищи, а мясо употребляли редко — в основном зимой. Обычно якуты готовят в камельке — традиционной печи. У сахалар это место считается священным. Здесь живет дух огня, который дарит людям тепло и связывает с другими домашними божествами.

Суровые природные условия приучили сахалар бережно относиться к еде. Якуты используют почти все компоненты исходных продуктов: они готовят кровяную колбасу и традиционный суп из потрохов, жарят рыбную икру.

В рамках ночи искусств цикл публикаций «Самобытная Россия: малые народы России»



  Просмотров 619
Показать полностью

Старощербиновский музей

04.11.2022

Читать

Самобытная Россия: нивхи

Нивхи (гиляки) — самый древний коренной народ Сахалина. Сегодня их численность не превышает 5000 человек. По мнению некоторых археологов, предки нивхов появились в бассейне реки Амур 20 тысяч лет назад. Нивхи не занимались земледелием и даже считали его грехом. Тысячами лет основой жизни им служил рыболовный и морской зверобойный промыслы. С июня нивхи ловили мелкую рыбу типа корюшки, потом — более крупную: горбушу, кету, осетра. В начале осени мужчины промышляли китом, ближе к октябрю охотились на нерпу. Женщины в этот период заготавливали ягоды, съедобные коренья и лекарственные травы. Примерно 12 тысяч лет назад часть народа перекочевала из Азии на Сахалин. Тогда были возможны пешие миграции: моря и океан частично сковывали льды, и на местах современных проливов существовали сухопутные мосты-перешейки. Когда ледник растаял, переселенцы оказались отрезаны от соплеменников на материке. Так появились две этнические группы нивхов: амурские и сахалинские. Сахалинские нивхи долго жили обособленно и сохраняли оригинальную культуру. После поражения Российской империи в Русско-японской войне юг острова отошел японцам. Новая власть начала вести агрессивную политику по отношению к коренным жителям: нивхам стали насильственно давать японские имена и фамилии, запретили праздновать национальные праздники и говорить на родном языке. После окончания Второй мировой войны остров полностью отошел СССР. Но и это не улучшило положения нивхов. Коренным жителям не разрешали исповедовать свою религию, обращаться к шаманам и развивать традиционную культуру - началась принудительная урбанизация деревенских жителей. Все нивхские сёла — были разрушены, а жители расселены в районные центры и города. Лишенный привычной среды обитания, древний народ стал быстро утрачивать свои традиции и язык. С начала 1990-х годов нивхи стали восстанавливать родовые хозяйства, но возродить быт и культуру им удалось лишь частично. В целом религиозный культ нивхов похож на верования других северных народов. В представлении островитян вселенная делится на средний, верхний, нижний, горный и водный миры. В первом обитают люди, в остальных — духи. Храмов у нивхов нет, ритуалы чаще всего проводят на берегу моря, у горных ручьев или рядом со своими селениями.

В нивхской кухне существует множество блюд из нерпы. Островитяне ценят мясо этого животного за то, что температура плавления жира в нем ниже комнатной, поэтому продукт хорошо усваивается даже в холодном виде.

В наше время встретить нивхов в национальном костюме почти невозможно, только на выступлениях и фестивалях. Главный элемент народного нивхского костюма — халат. Раньше его носили и мужчины, и женщины, и дети. Наряд дополняли штанами, ноговицами (подобие гетр) и головным убором. В холодное время года островитяне надевали нарукавники, наушники, нагрудники и рукавицы. В теплое время года нивхи носили халаты, сшитые из рыбьей кожи. Такие наряды считались очень ценными, и нередко передавались по наследству.

В рамках ночи искусств цикл публикаций «Самобытная Россия: малые народы России»



  Просмотров 628
Показать полностью

Старощербиновский музей

04.11.2022

Читать

<Самобытная Россия: мари

Небольшой финно-угорский народ мари — потомки древнего населения Среднего Поволжья. Марийцев часто называют последними язычниками Европы: некоторые из них до сих пор молятся тем же богам, которых чтили их предки. Древнейшая родина марийцев — Среднее Поволжье, где сейчас располагается Республика Марий Эл. Историки считают, что в эти края предки современных марийцев пришли около 1500 лет назад. Их земли раскинулись по обе стороны Волги: река разделила народ на две этнические группы — горных и луговых марийцев. Их традиции, национальный костюм и даже язык немного отличались. В середине XVI века марийские земли стали частью Российского государства. Со временем православие, русская культура и письменность стали заменять марийский язык и верования.

У марийцев нет традиционных церквей: богослужение и жертвоприношение происходят в священных рощах — кусото.

Лес и место для моления выбирает марийский жрец — карт. Он считается посредником между людьми и богами — именно он проводит всеобщий молебен общины. Карт бьет в бубен и отчеканивает ритм ножом и топором — так он отгоняет злых духов от священного места. Добрых богов он просит о плодородии, здоровье, достатке и семейном счастье.

В культуре марийцев сохранились многие обряды, например свадебные и погребальные ритуалы. Один из обрядов — сурем ужо — изгнание из целой деревни злого духа. По мнению марийцев, он избавляет деревню от злых сил в пастбищный период.

Сохранился в культуре марийцев и традиционный танец — кандыра, или «Веревочка». Обычно в нем участвуют два парня и одна девушка. Так как одновременно могут танцевать сразу несколько пар, часто получается целая цепочка танцоров, которая может достигать километра. Один из элементов танца — дробушка, или тывырдык (быстрое движение ногами на одном месте). Четкий ритм кандыра поддерживают ритуальные марийские народные инструменты — барабан и шувыр (разновидность волынки). Марийцы верят, что во время этого танца-молитвы из тела выходит вся плохая энергия.

Самобытен и марийский костюм. Ткань для него изготавливается из конопляного холста или из шерстяных нитей домашнего прядения. Называется такая ткань пестрядью, потому что создается из разноцветных нитей. Затем марийские женщины расшивают костюмы с изнанки, а узор получается на лицевой стороне. В вышивке используется древний орнамент: птицы, кони, солярные знаки, бараньи рога, растения — всё это символы плодородия и обновления жизни. Женские и девичьи костюмы умелицы дополняют нагрудными украшениями яга, которые изготавливают из бисера и монет. Марийцы верят: звон серебра отпугивает нечистую силу, оберегая свою хозяйку.

В рамках ночи искусств цикл публикаций «Самобытная Россия: малые народы России»



  Просмотров 625
Показать полностью

Старощербиновский музей

04.11.2022

Читать

Самобытная Россия: ливвики

Ливвики — один из трех коренных народов Карелии. История карельского народа началась в IX веке. В это время на побережье Балтийского моря между Рижским и Финским заливами жили прародители современных карелов. Их ближайшими родственниками считаются современные эстонцы. С XI века карелы начали передвигаться на Олонецкий перешеек, где сегодня находится город Олонец, который и являлся столицей ливвиков. Первое упоминание города сохранилось в уставной грамоте князя Святослава Ольговича 1137 года. В 1478 году при царе Иване III местность ливвиков присоединили к Московскому государству. В 1773 году императрица Екатерина II основала Олонецкую область, в которую вошли земли ливвиков. Город Олонец еще девять лет оставался ее столицей, а позже главным городом провинции стал Петрозаводск.

В карельском языке существует три диалекта: ливвиковский, людиковский и северный. Они настолько отличались друг от друга, что здесь долгое время не было единого письменного языка. Лишь в 1980-е годы на основе северного и ливвиковского диалектов создали письменность. Этнографы записали у ливвиков известный карело-финский эпос под названием «Калевала», в который входит более 22 тысяч стихов и народных песен — рун. В нем содержатся важные сведения о дохристианских религиозных представлениях финнов и карел. Историки сравнивают «Калевалу» с древнейшим из сохранившихся памятников древнегреческой литературы — «Илиадой» Гомера.

Традиционная карельская деревня состояла из домов-дворов. Обычно их строили у реки или озера, потому что для хозяйства всегда нужно было много воды. Под высокой кровлей располагались жилая изба, чулан, хлев, амбар, сеновал и баня. На нижнем этаже были сени, а на втором этаже жили люди. Такой тип постройки был распространен в северном климате: чтобы покормить скот, хозяева могли не выходить на мороз. Крыши и фасады украшали фигурной резьбой, чаще всего это были птичьи головы или очертания хвойных деревьев, которые особо почитали карелы-ливвики. Резьбу обычно раскрашивали белыми, желтыми, красными, зелеными и синими цветами. Древние ливвики занимались домашними промыслами и ремеслами, а также лесоразработками, извозом и коробейничеством. Так как вокруг были сплошные болота и озера, возделывать землю было нелегко. Часто карелы получали плохой урожай, поэтому им приходилось добавлять в хлеб сосновую кору — отсюда поговорка «Карел — кору ел».

Дом для ливвиков был священным местом. Под одной крышей жили несколько поколений семьи. Мебель в карельской избе обычно была встроенной. Под потолком через всю избу висело бревно: на нем гнули полозья для саней или сушили сети. Как и в русской избе, в карельской был красный угол с иконами. Его также называли большим: здесь было место хозяина дома, где находилось орудие для вязания сетей и ящик с сапожными инструментами. Противоположный по фасаду угол называли задним и там хранились вещи женщин и детей: ткани, клубки шерсти, люлька.

В рамках ночи искусств цикл публикаций «Самобытная Россия: малые народы России»



  Просмотров 588
Показать полностью