Муниципальное бюджетное учреждение культуры

имени М.М. Постернак»

Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района
Официальный сайт

10.02.2024

190-летию великого русского ученого, одновременно доказавшего громадную трудоспособность и гениальную проницательность ума посвящен наш материал.

"Опережающий время"

Дмитрий Иванович Менделеев — востребованный своим временем гений, один из тех ученых, чьи научные интересы не ограничивались узкой специализацией и которых называли энциклопедистами. Биография ученого впечатляет перечислением сфер его интересов.

В зрелые годы Менделеев Дмитрий Иванович обозначил свои главные направления в служении России:
☑ Научная работа.
☑ Преподавательская деятельность.
☑ Содействие промышленному росту страны.

Жизнь и деятельность Менделеева показала, что во всех сферах он преуспел.

Научные достижения Менделеева

Через несколько лет преподавательской работы в столице молодой ученый отправился в двухгодичную научную командировку в Германию. Он выбрал Гейдельбергский университет — учреждение наиболее соответствовало его научным изысканиям. Главный интерес Менделеева — физическая химия, а точнее — изучение взаимодействия молекул. В этой работе он достиг таких результатов:
☑ Создал свою исследовательскую лабораторию, приборы заказывал известным мастерам и делал их сам (например, устройство для измерения плотности жидкости).
☑ Открыл критическую температуру, при которой жидкость становится паром.

После возвращения в Россию молодой ученый в 1865 году защитил докторскую диссертацию, которая стала основой его учения о растворах. Вскоре был назначен экстраординарным профессором Санкт-Петербургского университета, а позже — руководителем кафедры общей химии (на этом посту оставался более 20 лет). Еще раньше, в 1861–1862 гг., написал учебник «Органическая химия», который оценили как вклад в науку, а автора наградили полной Демидовской премией. Профессор Менделеев столкнулся с тем, что у студентов не было единого учебного пособия, и взялся написать его.

В процессе работы над учебником «Основы химии» Менделеев раздумывает о природе химических элементов, ищет принципы их систематизации. Это приводит ученого к самому известному его открытию — табличной систематизации всех химических элементов по единому принципу.

Первый вариант системы автор завершил 1 марта 1869 года. День стал знаменательным в науке — это дата открытия одного из фундаментальных законов мироздания. Позже ученый сформулировал закон, который лег в основу этого открытия: о зависимости свойств веществ от их атомного веса. В последующие годы Менделеев совершенствовал открытую им систему. Как ученый-химик, Менделеев работал над изучением силикатов, инертных газов, растворов химических элементов.

В 1890 году профессор Менделеев выступил против ограничения автономии университетов, поддержал петицию студентов. Возник конфликт с министром просвещения, ученый ушел из университета.

Практический вклад ученого в развитие страны.

Менделеев считал, что профессор, только читающий свой курс, — скорее вреден. Он должен сам работать и в науке, и в сфере применения ее достижений. Поэтому его научная деятельность всегда сопровождалась практическими делами:
• Еще в 1860-е годы он разработал технологию производства машинных масел, которые стали выпускать в 1879-м.
• В Донецком бассейне в 1888 году ученый инспектировал месторождения угля, заодно составил проект расчистки Дона.
• Уйдя из университета, работал над вопросами таможенно-тарифной политики страны. Написал капитальный труд с обзором российской промышленности, который стал экономической энциклопедией России того времени.
• Работал в научно-технической лаборатории Морского министерства, разработал технологию изготовления бездымного пороха.
• Тогда же редактировал близкие ему разделы знаменитого «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона», сам написал для него десятки статей.
• В 65 лет Менделеев возглавил экспедицию на Урал, которая несколько месяцев изучала, как активизировать промышленное развитие края.

Менделеев интересовался воздухоплаванием (создал аэростат), арктическим мореплаванием (сконструировал ледокол), метрологией (возглавил Главную палату мер и весов) и многим другим. Его собрание сочинений состоит из 25 томов, каждый из них посвящен отдельной теме.

Чем еще, кроме науки, прославился Менделеев?

Интересные факты дополнят официальную биографию:
• Дмитрий Иванович получил мировое признание, обладал огромным научным авторитетом, имел более сотни титулов и званий разных академий, университетов, научных обществ. Но в России так и не стал академиком — его не избрали, мотивируя тем, что по химии у него мало трудов.
• Иностранные ученые трижды выдвигали кандидатуру Менделеева на Нобелевскую премию в 1905–1907 гг., но ее так и не присудили. Вероятно, сыграл роль конфликт ученого с братьями Нобель: полемика возникла из-за хищнической добычи бакинской нефти.
• Создавались мифы вокруг его научной деятельности. Он сам породил легенду, что периодическая система ему приснилась. Не имеет основания и миф о том, что он изобрел водку: в его трудах о растворах ничего нет о выборе крепости спиртного напитка.

В последние годы жизни ученый инициировал создание университета в Сибири, Киевского политехнического института, основал Русское общество химиков, которое сейчас носит его имя.

В память о великом ученом с 1907 года проводились Менделеевские съезды, с 1941-го — ежегодные Менделеевские чтения. Его имя носит город в Татарстане, поселки, улицы, ледники и астероид, новый химический элемент.

Вот какую объективно-исчерпывающую характеристику дал Менделееву его современник, известный публицист и ученый М.О.Меньшиков в статье «Памяти Менделеева», опубликованной вслед за кончиной великого энциклопедиста в 1907 году.

«Менделеев был человек не столько настоящей, сколько будущей России, предтеча ее грядущей славы… Враг утопий, где мечтательное невежество авторов находит стоголосое эхо в наивном невежестве поклонников. Менделеев больше чем верил: он достоверно знал, что счастье народное возможно, что оно чрезвычайно близко, стоит только внести в жизнь поправки, которые давно ясны для научного зрения. И Менделеев неустанно проповедовал, просвещал общество, выступая в качестве не только гениального исследователя, но выдающегося профессора, публициста, техника, чиновника, государственного человека. Если он, отрываясь от лаборатории, писал о стеклянном производстве и маслобойном деле, о технике земледелия, о муке и крахмале, о вазелине и винокурении, о химической технологии и пр. и пр., если он ездил то в Закавказье, то в Пенсильванию изучать нефть, то в Донецкую область изучать уголь, если мечтал с Макаровым об открытии Северного полюса, если летал на воздушном шаре и изучал спиритизм, если писал о школе для учителей и о поднятии уровня Азовского моря, если погружался в таможенный тариф и в колоссальный материал переписи, если он умел в каждую работу свою, самую трудную, вложить догадку и здравый смысл, то что же это значит? Только то, что кроме всеобъемлющего ума он любил Россию. Великий ученый, признанный всеми академиями, кроме русской, Менделеев готов был разорвать для родины свою душу, видя тысячи нерешенных задач, в сущности легко разрешимых».

М. Меньшиков. Памяти Д. И. Менделеева. «Новое время», 1907, январь 23.

Старощербиновский музей

10.02.2024

"Опережающий время"

☑ Научная работа.
☑ Преподавательская деятельность.
☑ Содействие промышленному росту страны.

Жизнь и деятельность Менделеева показала, что во всех сферах он преуспел.

Научные достижения Менделеева

☑ Открыл критическую температуру, при которой жидкость становится паром.

Практический вклад ученого в развитие страны.

Чем еще, кроме науки, прославился Менделеев?

Интересные факты дополнят официальную биографию:

М. Меньшиков. Памяти Д. И. Менделеева. «Новое время», 1907, январь 23.