Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Старощербиновский историко-краеведческий музей
имени М.М. Постернак»

Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района
Официальный сайт

28.06.2024

Страна волшебника Роу


На берегу Волги стоит один из многих древнерусских городов, хранящий память о своём многовековом прошлом. Юрьевец. Сегодня это районный центр Ивановской области, расположенный в 168 км к северо-востоку от Иванова. А прежде — средневековый город-крепость, который в течение пяти веков защищал северо-восточные границы Руси.

В 2025 году этот русский город готовится отметить свой 800 летний юбилей. Но не только своей славной историей памятен Юрьевец, из его колыбели вышли знаменитые ученые, художники, деятели культуры и искусства. Одним из них был советский кинорежиссер, народный артист РСФСР, замечательный человек - Александр Артурович Роу.

Великий советский сказочник Александр Роу —более точно охарактеризовать режиссера, пожалуй, невозможно. Творческая биография талантливого кинематографиста отдана воплощению волшебных сюжетов. Добрые, светлые русские сказки по сей день любимы детьми и вызывают теплую ностальгию у родителей.

Дед Томас Говард Роу был владельцем мукомольного предприятия в Уэксфорде, Ирландия. У него было два сына — Чарльз и Артур. Артур Роу –приехал в Юрьевец в 1905 году по вызову купца А. Веснина. Работал он на винокуренно-дрожжевом заводе в должности инженера-технолога. Там он встретил будущую жену — гречанку Юлию Карагеоргий.

А 8 марта 1906 года в семье Роу родился мальчик, и назвали его Александром. На родине предков отца в Ирландии Александр был всего раз — в 1909 году.

Примерно в 1918 году глава семейства неожиданно оставил тяжело болеющую избранницу и сына в России, а сам покинул страну, и обратно уроженец Ирландии так и не вернулся.

Оставшемуся без отца Александру пришлось несладко. Мальчик вынужден был зарабатывать на пропитание и поддержку мамы. Позже семья перебралась в Сергиев Посад, где будущий режиссер окончил школу.

После семилетки Александр поступил в экономический техникум, а в свободное время занимался в кружке художественной самодеятельности. Однажды, юный Роу оказался в театре «Синяя блуза» и влюбился в сцену.

Уже с начала 30-х Роу трудился на студии «Межрабпомфильм». В молодости кинематографисту несказанно повезло стать ассистентом Якова Протазанова. По воспоминаниям современников, Протазанов делился бесценным опытом с молодым преемником. Александр, в свою очередь, проявлял на площадке чудеса дипломатии и организаторского мастерства. Создавалось впечатление, что он способен уладить любой конфликт и договориться с самыми упрямыми членами коллектива. С 1937 года Роу стал режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже переименованной в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького).

Первым самостоятельным фильмом в биографии режиссера стала экранизация сказки «По щучьему веленью» в 1938 году. Для своего времени технические моменты волшебного сюжета, воплощенные на экране, оказались новаторскими. Самоходная печь, гуси, шагающие задом наперед, покорили сердца не только маленьких зрителей, но и взрослых кинолюбителей.

Александр Артурович перенес чудеса выдуманного мира на киноэкраны. Роли исполняли не куклы, а живые актеры. Задействовали в работе и животных, даже щуку для своего первого фильма режиссер взял настоящую и ухитрился заставить ее «говорить».

Кинематографист слыл настоящим выдумщиком. Чего стоит устрашающая фигура Змея Горыныча в следующей сказке Роу «Василиса Прекрасная». Управлялось чудище двадцатью техниками. Даже лошади на площадке боялись Змея, который выглядел удивительно реалистично.

«Морозко» 1964 года, несомненно, лучшая и выдающаяся работа Александра Артуровича, получившая признание на мировом уровне. Картина удостоена награды кинофестиваля в Венеции. До сих пор добрая история любима детьми и взрослыми.

Но и до этого в фильмографии Роу хватало киношедевров. В 1941 году на суд зрителей был представлен «Конек-Горбунок» по мотивам произведения Петра Ершова. Это первая советская сказка, снятая в цвете, еще и по отечественной технологии. Далее вышел «Кащей Бессмертный».

В биографии Александра Артуровича случались и простои в работе. Послевоенные годы диктовали необходимость колоссальных затрат на восстановление разрушенной страны. Власти было не до киноискусства и тем более не до сказок. Финансирование отсутствовало. Почти 10 лет новых волшебных картин от режиссера не выходило.

Со временем советский сказочник вернулся к любимому делу. Фильмография Роу пополнилась новыми волшебными историями на радость детям и их родителям. Представленная в 1952 году «Майская ночь, или Утопленница» считается первой в СССР стереоскопической лентой.

После этого Александр Артурович порадовал зрителей и другими фильмами, снятыми на основе русских сказок и произведений классиков, таких как «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Марья-искусница».

Последняя из вышедших при жизни мастера лент — киносказка «Золотые рога». В ней в кадре снова появился Милляр, повторивший две свои заметные роли — Бабы-яги и Кащея. Снялась в проекте и Анастасия Зуева, которую зрители запомнили, как обаятельную рассказчицу из сказок Роу.

На закате жизни Роу задумал снять картину по пьесе Николая Шестакова «Финист — Ясный сокол». Но, начав усердную работу над сценарием, сказочник не смог воплотить идею из-за настигшей болезни. 28 декабря 1973 года Александр Артурович скончался в больнице, причина смерти — ослабленное здоровье. Могила расположена в Москве, на Бабушкинском кладбище.

Уже после ухода мастера Геннадий Васильев на основании набросков поставил последнюю сказку волшебника кинематографа.

В 2016 году в Юрьевце был открыт музей — Дом сказки имени великого кинематографиста. В нем представлены как памятные фото, так и игрушки по мотивам фильмов.

Публикация подготовлена по материалам Катерины Новицкой.



Старощербиновский музей

28.06.2024

 Распечатать

Страна волшебника Роу


На берегу Волги стоит один из многих древнерусских городов, хранящий память о своём многовековом прошлом. Юрьевец. Сегодня это районный центр Ивановской области, расположенный в 168 км к северо-востоку от Иванова. А прежде — средневековый город-крепость, который в течение пяти веков защищал северо-восточные границы Руси.

В 2025 году этот русский город готовится отметить свой 800 летний юбилей. Но не только своей славной историей памятен Юрьевец, из его колыбели вышли знаменитые ученые, художники, деятели культуры и искусства. Одним из них был советский кинорежиссер, народный артист РСФСР, замечательный человек - Александр Артурович Роу.

Великий советский сказочник Александр Роу —более точно охарактеризовать режиссера, пожалуй, невозможно. Творческая биография талантливого кинематографиста отдана воплощению волшебных сюжетов. Добрые, светлые русские сказки по сей день любимы детьми и вызывают теплую ностальгию у родителей.

Дед Томас Говард Роу был владельцем мукомольного предприятия в Уэксфорде, Ирландия. У него было два сына — Чарльз и Артур. Артур Роу –приехал в Юрьевец в 1905 году по вызову купца А. Веснина. Работал он на винокуренно-дрожжевом заводе в должности инженера-технолога. Там он встретил будущую жену — гречанку Юлию Карагеоргий.

А 8 марта 1906 года в семье Роу родился мальчик, и назвали его Александром. На родине предков отца в Ирландии Александр был всего раз — в 1909 году.

Примерно в 1918 году глава семейства неожиданно оставил тяжело болеющую избранницу и сына в России, а сам покинул страну, и обратно уроженец Ирландии так и не вернулся.

Оставшемуся без отца Александру пришлось несладко. Мальчик вынужден был зарабатывать на пропитание и поддержку мамы. Позже семья перебралась в Сергиев Посад, где будущий режиссер окончил школу.

После семилетки Александр поступил в экономический техникум, а в свободное время занимался в кружке художественной самодеятельности. Однажды, юный Роу оказался в театре «Синяя блуза» и влюбился в сцену.

Уже с начала 30-х Роу трудился на студии «Межрабпомфильм». В молодости кинематографисту несказанно повезло стать ассистентом Якова Протазанова. По воспоминаниям современников, Протазанов делился бесценным опытом с молодым преемником. Александр, в свою очередь, проявлял на площадке чудеса дипломатии и организаторского мастерства. Создавалось впечатление, что он способен уладить любой конфликт и договориться с самыми упрямыми членами коллектива. С 1937 года Роу стал режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже переименованной в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького).

Первым самостоятельным фильмом в биографии режиссера стала экранизация сказки «По щучьему веленью» в 1938 году. Для своего времени технические моменты волшебного сюжета, воплощенные на экране, оказались новаторскими. Самоходная печь, гуси, шагающие задом наперед, покорили сердца не только маленьких зрителей, но и взрослых кинолюбителей.

Александр Артурович перенес чудеса выдуманного мира на киноэкраны. Роли исполняли не куклы, а живые актеры. Задействовали в работе и животных, даже щуку для своего первого фильма режиссер взял настоящую и ухитрился заставить ее «говорить».

Кинематографист слыл настоящим выдумщиком. Чего стоит устрашающая фигура Змея Горыныча в следующей сказке Роу «Василиса Прекрасная». Управлялось чудище двадцатью техниками. Даже лошади на площадке боялись Змея, который выглядел удивительно реалистично.

«Морозко» 1964 года, несомненно, лучшая и выдающаяся работа Александра Артуровича, получившая признание на мировом уровне. Картина удостоена награды кинофестиваля в Венеции. До сих пор добрая история любима детьми и взрослыми.

Но и до этого в фильмографии Роу хватало киношедевров. В 1941 году на суд зрителей был представлен «Конек-Горбунок» по мотивам произведения Петра Ершова. Это первая советская сказка, снятая в цвете, еще и по отечественной технологии. Далее вышел «Кащей Бессмертный».

В биографии Александра Артуровича случались и простои в работе. Послевоенные годы диктовали необходимость колоссальных затрат на восстановление разрушенной страны. Власти было не до киноискусства и тем более не до сказок. Финансирование отсутствовало. Почти 10 лет новых волшебных картин от режиссера не выходило.

Со временем советский сказочник вернулся к любимому делу. Фильмография Роу пополнилась новыми волшебными историями на радость детям и их родителям. Представленная в 1952 году «Майская ночь, или Утопленница» считается первой в СССР стереоскопической лентой.

После этого Александр Артурович порадовал зрителей и другими фильмами, снятыми на основе русских сказок и произведений классиков, таких как «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Марья-искусница».

Последняя из вышедших при жизни мастера лент — киносказка «Золотые рога». В ней в кадре снова появился Милляр, повторивший две свои заметные роли — Бабы-яги и Кащея. Снялась в проекте и Анастасия Зуева, которую зрители запомнили, как обаятельную рассказчицу из сказок Роу.

На закате жизни Роу задумал снять картину по пьесе Николая Шестакова «Финист — Ясный сокол». Но, начав усердную работу над сценарием, сказочник не смог воплотить идею из-за настигшей болезни. 28 декабря 1973 года Александр Артурович скончался в больнице, причина смерти — ослабленное здоровье. Могила расположена в Москве, на Бабушкинском кладбище.

Уже после ухода мастера Геннадий Васильев на основании набросков поставил последнюю сказку волшебника кинематографа.

В 2016 году в Юрьевце был открыт музей — Дом сказки имени великого кинематографиста. В нем представлены как памятные фото, так и игрушки по мотивам фильмов.

Публикация подготовлена по материалам Катерины Новицкой.