Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Старощербиновский историко-краеведческий музей
имени М.М. Постернак»

Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района
Официальный сайт

03.12.2024

«..У меня уже накопилось два места, где можно снять прекрасную натуру: Владимир и Юрьевец…»

А.А. Тарковский. «Мартиролог: дневники, 1970–1986» (С.102-103)

На берегу Волги стоит один из многих древнерусских городов, хранящий память о своём многовековом прошлом. Юрьевец.

В 2025 году этот русский город готовится отметить свой 800 летний юбилей и мы продолжаем вас знакомить с циклом публикаций, посвященных юбилею Юрьевца и его почетным жителям.

Одним из них был советский режиссёр, сценарист; народный артист РСФСР Андрей Тарковский, чье детство, вместе с матерью и младшей сестрой прошло в Юрьевце.



Снимающий вечность

Режиссер Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в Ивановской области в семье известного русского поэта Арсения Тарковского. Ему предстояло стать одним из самых необычных советских режиссеров и любимцем интеллигенции.

Да, фильмы Тарковского аллегоричны и таят в себе скрытые смыслы. Режиссер любит запутывать зрителя, поэтому он ведет свое повествование неспешно и нелинейно, вводит алогичные детали, из-за которых у зрителя возникает ощущение ирреальности.

Тарковский буквально гипнотизирует смотрящего: камера движется очень медленно, из-за чего представляется возможным сперва рассмотреть детали, а затем попытаться осмыслить их. Режиссер был убежден, что кинематограф работает со временем. Длинные планы Тарковского, в которых будто бы ничего не происходит, — это и есть то самое запечатленное время, фиксация момента.

В «Жертвоприношении» первую склейку зритель заметит лишь на 15-й минуте, а первый крупный план — на 22-й. Так режиссер намекает, что приближаться к зрителю он не намерен. Тарковский требует интеллектуальной работы, ведь только в таком случае его кино затянет вас подобно воронке.

Начать знакомство с творчеством Тарковского следует с фильма "Солярис". Сам режиссер не любил развлекательный жанр, но именно в работе над этим фильмом он как можно ближе подходит к жанровому кино. Но фантастический сюжет становится лишь поводом для знакомства с человеческой природой. Композитор Э. Артемьев, работавший над "шумовой партитурой" для "Соляриса", вспоминал, что Тарковский желал снять картину, "равную зрительскому времени; причем так себя ограничить, чтобы, снимая овраг, спуск к реке, траву, ребенка, передать ощущение космического..."

В "Сталкере" режиссер снова общается со зрителем загадками, в картине присутствует множество философских и религиозных отсылок. Сталкер говорит: «… в Зоне вообще прямой путь не самый короткий», «здесь не бывает прямых», «еще никто здесь той же дорогой не возвращался». Эти слова следует воспринимать как духовное движение. Тарковский часто использует и художественно-изобразительные средства: например, цветовое решение “Сталкера” интересно тем, что при изображении “зоны” – опасного, места, где можно исполнить свое самое сокровенное желание – используется доминирующий яркий цвет. В то время как реальный мир лишен всяких цвета - он сер и пуст.

Наиболее сложным для восприятия и осмысления является "Зеркало", ведь в этот раз Тарковский специально запутывает зрителя: на протяжении 2 часов фильм пытается воспроизвести работу памяти. Именно после "Зеркала" Тарковского поставили в один ряд с Бергманом и Феллини. Особое внимание режиссер уделяет образу Дома - это основа его картины мира. Бревенчатый дом в «Зеркале» похож на сруб в селе Завражье, где в военные года проживал режиссер вместе с матерью и сестрой. Комплексный образ ностальгии по дому мы можем встретить и в "Солярисе". Деревянный дом, окутанный туманом, снится Горчакову в «Ностальгии». Сжечь дом решает Александр, герой "Жертвоприношения", ведь такова самая большая жертва, по мнению героя, которую возможно принести Богу, чтобы тот не допустил ядерной войны.

Практически в каждом фильме присутствует вода – живая материя. В “Ивановом детстве” вода является проводником 12-летнего Ивана из мира войны в довоенный мир детства. Вода имеет семиотическое значение и в "Солярисе" - в этой картине водная стихия воплощается в разумном Океане далекой планеты.

Но в фильмах Тарковского присутствуют и зловещие символы - например, метафорой "Иванова детства" является ствол-обрубок, символизирующий душу Ивана, опаленную и искалеченную войной.

Особое место в творчестве режиссера занимают библейские отсылки. Например, яблоко (библейский плод, в котором есть нечто вечное, неизведанное) впервые появляется в дипломной работе Тарковского "Каток и скрипка", где мальчик отдает яблоко девочке из музыкальной школы. Нельзя не упомянуть и хрестоматийный кадр из фильма "Иванова детства", в котором лошади подъедают рассыпавшиеся яблоки.

К библейским отсылкам можно и отнести и повсеместно встречающийся образ храма: в «Ивановом детстве» зритель видит руины разрушенной церкви, в «Ностальгии» - европейский храм с высокими сводами. Строительство, осквернение и возрождение храма — несущая сюжетная конструкция «Андрея Рублева».

И даже в фантастическом «Солярисе» Крис Кельвин привозит на станцию репродукцию рублевской «Троицы», а его коллега Гибарян — изображение армянской святыни Эчмиадзина.

«Жертвоприношение» - последний фильм Тарковского, который стал логическим завершением всей его жизни. В его основе — известный евангельский сюжет о засохшей смоковнице. Своеобразным творческим завещанием можно считать этот фильм и с него точно не следует начинать знакомство с Тарковским. В противном случае картина мира режиссера не будет воспринята в полной мере. Говоря о последних фильмах, Тарковский пишет об отсутствии внешнего движения, интриги, событий:
"Меня интересует человек, в котором заключена Вселенная, — а для того, чтобы выразить идею, смысл человеческой жизни, вовсе не обязательно подстраивать под эту идею некую событийную канву… Я выбрасывал из сценария все, чтобы свести до минимума внешние эффекты… "

Фильм повествует о профессорской семье, которая живет в уединенном живописном уголке Швеции. У главного героя день рождения, но этот день может стать последним, так как именно сегодня началась третья Мировая Война. Что может сделать он, чтобы остановить неминуемую гибель всех, кого он знает и любит, кроме как принести себя в жертву, для будущего. Будущее. В конце концов, потеря будущего — не такая уж великая потеря. Просто наше будущее слилось с настоящим, враз обесценив любые модели фантастов. Ведь в мире глобальной катастрофы, где во мгновение ока гибнут и рушатся империи, где бушуют вырвавшиеся на свободу стихии, где поколеблены самые физические законы, незыблемыми остаются только законы духовные. И всё может мгновенно измениться, откликнувшись на движение твоего сердца. Образ героя-искателя воплотился в сложной фигуре философа и писателя Александра. Чтобы спасти человечество от ядерной катастрофы, он приносит в жертву свой дом и свой разум. «Посвящается фильм моему сыну Андрюше, с надеждой и верой», — написал Тарковский в последнем кадре этой кинематографической поэмы, насыщенной ссылками на творения человеческой мысли (Шекспир, Чехов, Леонардо да Винчи).

Тарковский соблюдает греческий канон единства: времени, пространства и места действия, но чем дальше, тем аскетичнее - таков вектор режиссера.

«Во всех картинах, которые я делал, мне всегда была очень важна тема корней, связей с отчим домом, с детством, с отечеством, с Землей. Для меня чрезвычайное значение имеют русские культурные традиции, идущие от Достоевского, по сути не имеющие развития во всей полноте в современной России».

А. Тарковский. Запечатленное время.


«Меня уже много лет мучает уверенность, что самые невероятные открытия ждут человека в сфере Времени. Мы меньше всего знаем о времени. Уверен, что Время обратимо. Непрямолинейно, во всяком случае».

А. Тарковский. Мартиролог.

По материалам сайта: https://dzen.ru/a/ZY1XBr_25nM2nqfC



Старощербиновский музей

03.12.2024

 Распечатать
«..У меня уже накопилось два места, где можно снять прекрасную натуру: Владимир и Юрьевец…»

А.А. Тарковский. «Мартиролог: дневники, 1970–1986» (С.102-103)

На берегу Волги стоит один из многих древнерусских городов, хранящий память о своём многовековом прошлом. Юрьевец.

В 2025 году этот русский город готовится отметить свой 800 летний юбилей и мы продолжаем вас знакомить с циклом публикаций, посвященных юбилею Юрьевца и его почетным жителям.

Одним из них был советский режиссёр, сценарист; народный артист РСФСР Андрей Тарковский, чье детство, вместе с матерью и младшей сестрой прошло в Юрьевце.



Снимающий вечность

Режиссер Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в Ивановской области в семье известного русского поэта Арсения Тарковского. Ему предстояло стать одним из самых необычных советских режиссеров и любимцем интеллигенции.

Да, фильмы Тарковского аллегоричны и таят в себе скрытые смыслы. Режиссер любит запутывать зрителя, поэтому он ведет свое повествование неспешно и нелинейно, вводит алогичные детали, из-за которых у зрителя возникает ощущение ирреальности.

Тарковский буквально гипнотизирует смотрящего: камера движется очень медленно, из-за чего представляется возможным сперва рассмотреть детали, а затем попытаться осмыслить их. Режиссер был убежден, что кинематограф работает со временем. Длинные планы Тарковского, в которых будто бы ничего не происходит, — это и есть то самое запечатленное время, фиксация момента.

В «Жертвоприношении» первую склейку зритель заметит лишь на 15-й минуте, а первый крупный план — на 22-й. Так режиссер намекает, что приближаться к зрителю он не намерен. Тарковский требует интеллектуальной работы, ведь только в таком случае его кино затянет вас подобно воронке.

Начать знакомство с творчеством Тарковского следует с фильма "Солярис". Сам режиссер не любил развлекательный жанр, но именно в работе над этим фильмом он как можно ближе подходит к жанровому кино. Но фантастический сюжет становится лишь поводом для знакомства с человеческой природой. Композитор Э. Артемьев, работавший над "шумовой партитурой" для "Соляриса", вспоминал, что Тарковский желал снять картину, "равную зрительскому времени; причем так себя ограничить, чтобы, снимая овраг, спуск к реке, траву, ребенка, передать ощущение космического..."

В "Сталкере" режиссер снова общается со зрителем загадками, в картине присутствует множество философских и религиозных отсылок. Сталкер говорит: «… в Зоне вообще прямой путь не самый короткий», «здесь не бывает прямых», «еще никто здесь той же дорогой не возвращался». Эти слова следует воспринимать как духовное движение. Тарковский часто использует и художественно-изобразительные средства: например, цветовое решение “Сталкера” интересно тем, что при изображении “зоны” – опасного, места, где можно исполнить свое самое сокровенное желание – используется доминирующий яркий цвет. В то время как реальный мир лишен всяких цвета - он сер и пуст.

Наиболее сложным для восприятия и осмысления является "Зеркало", ведь в этот раз Тарковский специально запутывает зрителя: на протяжении 2 часов фильм пытается воспроизвести работу памяти. Именно после "Зеркала" Тарковского поставили в один ряд с Бергманом и Феллини. Особое внимание режиссер уделяет образу Дома - это основа его картины мира. Бревенчатый дом в «Зеркале» похож на сруб в селе Завражье, где в военные года проживал режиссер вместе с матерью и сестрой. Комплексный образ ностальгии по дому мы можем встретить и в "Солярисе". Деревянный дом, окутанный туманом, снится Горчакову в «Ностальгии». Сжечь дом решает Александр, герой "Жертвоприношения", ведь такова самая большая жертва, по мнению героя, которую возможно принести Богу, чтобы тот не допустил ядерной войны.

Практически в каждом фильме присутствует вода – живая материя. В “Ивановом детстве” вода является проводником 12-летнего Ивана из мира войны в довоенный мир детства. Вода имеет семиотическое значение и в "Солярисе" - в этой картине водная стихия воплощается в разумном Океане далекой планеты.

Но в фильмах Тарковского присутствуют и зловещие символы - например, метафорой "Иванова детства" является ствол-обрубок, символизирующий душу Ивана, опаленную и искалеченную войной.

Особое место в творчестве режиссера занимают библейские отсылки. Например, яблоко (библейский плод, в котором есть нечто вечное, неизведанное) впервые появляется в дипломной работе Тарковского "Каток и скрипка", где мальчик отдает яблоко девочке из музыкальной школы. Нельзя не упомянуть и хрестоматийный кадр из фильма "Иванова детства", в котором лошади подъедают рассыпавшиеся яблоки.

К библейским отсылкам можно и отнести и повсеместно встречающийся образ храма: в «Ивановом детстве» зритель видит руины разрушенной церкви, в «Ностальгии» - европейский храм с высокими сводами. Строительство, осквернение и возрождение храма — несущая сюжетная конструкция «Андрея Рублева».

И даже в фантастическом «Солярисе» Крис Кельвин привозит на станцию репродукцию рублевской «Троицы», а его коллега Гибарян — изображение армянской святыни Эчмиадзина.

«Жертвоприношение» - последний фильм Тарковского, который стал логическим завершением всей его жизни. В его основе — известный евангельский сюжет о засохшей смоковнице. Своеобразным творческим завещанием можно считать этот фильм и с него точно не следует начинать знакомство с Тарковским. В противном случае картина мира режиссера не будет воспринята в полной мере. Говоря о последних фильмах, Тарковский пишет об отсутствии внешнего движения, интриги, событий:
"Меня интересует человек, в котором заключена Вселенная, — а для того, чтобы выразить идею, смысл человеческой жизни, вовсе не обязательно подстраивать под эту идею некую событийную канву… Я выбрасывал из сценария все, чтобы свести до минимума внешние эффекты… "

Фильм повествует о профессорской семье, которая живет в уединенном живописном уголке Швеции. У главного героя день рождения, но этот день может стать последним, так как именно сегодня началась третья Мировая Война. Что может сделать он, чтобы остановить неминуемую гибель всех, кого он знает и любит, кроме как принести себя в жертву, для будущего. Будущее. В конце концов, потеря будущего — не такая уж великая потеря. Просто наше будущее слилось с настоящим, враз обесценив любые модели фантастов. Ведь в мире глобальной катастрофы, где во мгновение ока гибнут и рушатся империи, где бушуют вырвавшиеся на свободу стихии, где поколеблены самые физические законы, незыблемыми остаются только законы духовные. И всё может мгновенно измениться, откликнувшись на движение твоего сердца. Образ героя-искателя воплотился в сложной фигуре философа и писателя Александра. Чтобы спасти человечество от ядерной катастрофы, он приносит в жертву свой дом и свой разум. «Посвящается фильм моему сыну Андрюше, с надеждой и верой», — написал Тарковский в последнем кадре этой кинематографической поэмы, насыщенной ссылками на творения человеческой мысли (Шекспир, Чехов, Леонардо да Винчи).

Тарковский соблюдает греческий канон единства: времени, пространства и места действия, но чем дальше, тем аскетичнее - таков вектор режиссера.

«Во всех картинах, которые я делал, мне всегда была очень важна тема корней, связей с отчим домом, с детством, с отечеством, с Землей. Для меня чрезвычайное значение имеют русские культурные традиции, идущие от Достоевского, по сути не имеющие развития во всей полноте в современной России».

А. Тарковский. Запечатленное время.


«Меня уже много лет мучает уверенность, что самые невероятные открытия ждут человека в сфере Времени. Мы меньше всего знаем о времени. Уверен, что Время обратимо. Непрямолинейно, во всяком случае».

А. Тарковский. Мартиролог.

По материалам сайта: https://dzen.ru/a/ZY1XBr_25nM2nqfC