Главная / События

Старощербиновский музей

17.12.2023

Читать

Россия богата городами с узнаваемым лицом, влекущими к себе путешественников и историков... Но больше всего в нашей стране не очень известных, малых городов, со своей богатой историей, местными достопримечательностями и интересными событиями... Один из таких - Юрьевец. В 2025 году городу исполнится 800 лет.


  Просмотров 290
Показать полностью

Старощербиновский музей

09.12.2023

Читать

ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА ⭐

День Героев Отечества в России отмечается 9 декабря и продолжает вековую традицию. Именно в этот день в Российской Империи праздновали до 1917 года День георгиевских кавалеров.

День Героев Отечества в России призван чествовать Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы.

День георгиевских кавалеров стали отмечать с учреждением императрицей Всероссийской Екатериной Великой 26 ноября (7 декабря) 1769 года высшей воинской награды – Императорского Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

#ГероиВнеВремени2023


  Просмотров 271
Показать полностью

Старощербиновский музей

02.12.2023

Читать



В 2024 году исполняется 225 лет со дня рождения великого русского писателя А.С. Пушкина. В рамках межведомственного культурно-образовательного проекта "Культура для школьников" с 18 по 22 декабря в Старощербиновском музее запланирована акция "Пушкинские дни".

Приглашаем организованные группы учащихся принять участие в познавательной программе "Там, на неведомых дорожках", посвященной жизни и творчеству великого поэта.

  Просмотров 253
Показать полностью

Старощербиновский музей

02.12.2023

Читать



09 декабря в России празднуют День Героев Отечества. В рамках тематического мероприятия сотрудники музея расскажут о земляках-щербиновцах, получивших звание Героя Советского Союза, о земляках, погибших в ходе участия в военном конфликте на территории Демократической Республики Афганистан, а также участниках восстановления конституционного порядка в Чеченской Республике.

Гостем мероприятия станет председатель Щербиновской общественной организации «Союз Чернобыль», член щербиновского филиала краевой общественной организации «Герои Отечества» Виктор Васильевич Галкин.

Мероприятие проводится для организованных групп по предварительной записи: 8(86151)78566

  Просмотров 224
Показать полностью

Старощербиновский музей

01.12.2023

Читать

Познавательное мероприятие "Никто не знает их фамилий".

Ребята познакомились с историей праздника, узнали о мемориале в честь неизвестного солдата в Москве и других городах России. Завершилось мероприятие минутой молчания в честь павших воинов, которые так и остались безымянными героями своей страны.


  Просмотров 247
Показать полностью

Старощербиновский музей

30.11.2023

Читать

Со времен Петра I день 30 ноября был праздником кавалеров первой российской государственной награды.

Отечественная наградная система имеет не такую уж и долгую историю — всего чуть больше трех столетий. И почти все это время главной и высшей наградой в России служил (и служит вновь с 1998 года) орден Святого апостола Андрея Первозванного. Учрежденный Петром I в самом конце XVII столетия, он на два с лишним века стал главным орденом Российской империи – выше награды не было. А общим праздником всех кавалеров этого ордена (его называют также орденским или кавалерским) служил и служит день памяти первого ученика Христа — 30 ноября по церковному календарю.

Каждый, кто получал орден имени святого Андрея, становился генерал-лейтенантом и платил в казну государства 500 руб.

В династии Романовых орден оставался династической наградой. Свое существование на время орден прекратил с приходом в Россию советской власти. Он становится наивысшей наградой снова только в 1998 году 1 июля по инициативе главы России Б. Ельцина (Указ № 757).

Первым кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного в 1699 году стал петровский сподвижник, первый русский генерал-фельдмаршал и глава Посольского приказа Федор Головин (однако, как именно производилось награждение и на каком основании, неизвестно до сих пор). Только в 1720 году царь Петр взялся за разработку проекта статута ордена, из которого следовало, что вручаться он мог не только за военные подвиги, но и за заслуги на гражданском поприще. А вот что было оговорено сразу, так это ранг первой русской государственной награды: выше нее не было и быть не могло. На это намекало и название ордена: апостол Андрей Первозванный издавна считался главным святым покровителем Руси (потому и на концах Андреевского креста, изображенного на знаке ордена, расположились буквы S.A.P.R. — Sanctus Andreus Patronus Russiae, то есть Святой Андрей, покровитель России).

С первых дней установился и порядок ношения знака ордена и орденской звезды. Знак представлял собой изображение апостола Андрея, распятого на косом (Х-образном) кресте, наложенное поверх черного двуглавого орла — герба России. На обратной стороне знака, как и на центральном медальоне восьмилучевой серебряной звезды ордена, был написал орденский девиз — «За веру и верность». Звезду полагалось носить на одежде (позднее прибавилось уточнение «выше всех иных наград»), а знак ордена носили на голубой шелковой ленте, надетой через правое плечо. В особо торжественных случаях знак носили на специальной орденской цепи, состоявшей первоначально из тридцати, потом — из двадцати одного, а в конце концов из семнадцати звеньев. Семь из них представляли собой тех же императорских двуглавых орлов с московским гербом, шесть — розетки с Андреевским крестом, а четыре — так называемые «трофеи» (то есть эмблемы, составленные из изображений знамен и оружия).

Появилась и специальная орденская одежда: она состояла из длинного зеленого бархатного плаща с белым подбоем, серебряными шнурами-завязками и вышитой слева орденской звездой, светло-синего кафтана, белой безрукавки с золотыми галунами и вышитым на груди крестом и черной шляпы с красным и белым перьями и голубым Андреевским крестом. В такой одежде кавалеры ордена должны были являться на орденский праздник.

За первые сто лет существования награды пожалован ею был 231 человек. Примечательно, что сам Петр I был в этом списке шестым: его удостоили этой награды вместе с Александром Меншиковым за захват шведских кораблей «Гедан» и «Астрильд». А вторым (после упомянутого уже Федора Головина) в 1700 году награду получил гетман Иван Мазепа — и он же после своего предательства стал первым кавалером, лишенным высшей награды.

В 1797 году императором Павлом I был учрежден указ, согласно которого всех родившихся отпрысков царского рода награждали орденом Андрея Первозванного и его голубой лентой С этого же времени, родившихся юных великих княжён, во время крещения одаривали орденом Святой Екатерины и, соответственно - розовой или алой лентой. Розовая лента была утверждена Петром для своей супруги Екатерины Первой. Петр утвердил орден Святой великомученицы Екатерины в знак благодарности жене за то, что пожертвовала всеми своими драгоценностями во благо попавших в окружение российских войск в период не слишком успешного Прутского похода.

Среди кавалеров ордена знаменитые военачальники: генералиссимус Александр Суворов и генерал-фельдмаршалы Михаил Кутузов и Михаил Барклай-де-Толли, петровские сподвижники Яков Брюс и Федор Апраксин, исследователь Петр Семенов-Тян-Шанский, адмирал Евфимий Путятин, инженер-генерал Эдуард Тотлебен.

Высший орден Российской империи перестал существовать вместе со страной, символом которой он был. Последним награжденным стал король Дании Фредерик IX, удостоенный награды 27 января 1917 года, а последний орденский праздник отметили еще раньше – 30 ноября 1916 года. В советской России место высшей награды сначала занял орден Боевого Красного Знамени, затем — орден Ленина, а в 1934 году — звание Героя Советского Союза. И только в 1998 году уже в постсоветской России орден Святого апостола Андрея Первозванного вернулся в отечественную наградную систему и вновь занял свое прежнее место высшей государственной награды, которой по сегодняшний день награжден еще 21 человек.


  Просмотров 250
Показать полностью

Старощербиновский музей

05.11.2023

Читать

04.11.2023 всероссийская акция "Ночь искусств" прошла в музее. На мероприятии "Комсомол - история эпохи" присутствовали комсомольцы прошлых лет и молодое поколение. Была освещена история создания комсомола, основные периоды его становления. Комсомольцы поделились воспоминаниями о своей юности. Кроме того все желающие могли познакомиться с выставкой из фондов музея "Комсомол: события, люди, факты" и выставкой учащихся ДХШ "Национальная одежда народов России", сделать незабываемые кадры в фотозоне "Юность комсомольская моя" и просто познакомиться с экспозициями музея.

#ночьискусств #ночьискусств2023 #КубаньВсенародная



  Просмотров 389
Показать полностью

Старощербиновский музей

30.10.2023

Читать

Исчезающие народы России. Чулымцы



Коренной малочисленный народ России тюркского происхождения. Численность — 365 человек (по переписи 2010 года). Название происходит от реки Чулым (приток Оби), в среднем и нижнем течении которой они и проживают. Большая часть чулымцев живет сейчас в Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в селах Пасечное и Чиндат.

Чулымцы официально признаны 5 марта 2001 года и в переписи населения, которая прошла в 2002 году, чулымцы впервые назвали себя чулымцами. До этого чулымцев причисляли к хакасам. Коренной чулымец Василий Габов сегодня в Тегульдетском районе единственный, кто еще помнит родной язык. Чулымский язык — бесписьменный, его никогда не преподавали в школе, использовали лишь в быту.

Чулымский этнос сложился в результате смешения тюркских групп еще в XVII–XVIII веках. Народность берет свое начало от древних кыпчатских и уйгурских племен, впоследствии была ассимилирована хакасами и русскими.

Летом древние чулымцы на обласках (небольших лодках, выдолбленных из ствола осины или тополя) занимались — рыболовством. В зимнее время года переселялись на охотничьи стойбища. К XX веку развили пушное направление в торговле. Чулымцы были далеки от типового ведения домашнего хозяйства и скотоводства. Отдавали предпочтение собирательству лечебных трав и ягод. Наряду с этим занимались ткачеством, кожевенным делом, плотницкими работами. Специализировались на изготовлении веревок, сетей, посуды (берестяной, деревянной и плетеной), лодок, лыж, нарт.

Традиционные поселки были застроены землянками и чумами с открытыми глиняными печурками, многочисленными лавками и сундуками. Чулымцы обычно носили простую холщовую одежду, платья, кафтаны, украшали себя бусами, серьгами и перстнями. Зимой переобувались в унты или охотничьи сапоги. В еде отдавали предпочтение мясу и вяленой рыбе.

Чулымцы приняли православие в XVII–XVIII веках, однако сохранили и некоторые традиции шаманизма. Наряду с именами, данными при крещении, детей называли и «по-своему». Магическими атрибутами считались белый головной платок, ожерелье из белых бус, погремушка, ложка для кормления духов. Изначально было распространено поклонение духам — родовым, семейным или личным покровителям (у женщин чаще всего в образе птицы, у мужчин — в виде заячьей шкурки). Почитали леших и домовых.

Большая часть современных чулымцев занята в сельском хозяйстве и лесной промышленности.

В Пасечном ежегодно проводится чулымский осенний праздник «Тумпайрам». По традиции гостей потчуют глухарем в сметане и царской стерляжьей ухой. Большой популярностью пользуются гонки на обласках по реке Чиндат.

Удалось сберечь некоторые элементы фольклора, орнаментальное искусство в изделиях из дерева, бересты, тканей и кожи. Немаловажную роль в сохранении народности играют целевые государственные программы, создаются благоприятные условия для жизни чулымцев, оказывается большая финансовая помощь местному населению, продолжающему вести традиционный образ жизни.




  Просмотров 360
Показать полностью

Старощербиновский музей

30.10.2023

Читать


Исчезающие народы России. Негидальцы


Малочисленный тунгусо-маньчжурский народ, живущий в Приамурье.

Территориально негидальцы разделялись на низовских и верховских. Низовские вели оседлый образ жизни, занимались в основном рыболовством. Зимой жили в бревенчатых домах с отапливаемыми нарами, летом — в четырехстенных домиках из коры.

У верховских основным занятием была охота. Они предпочитали проживать в переносном коническом чуме. Низовские перемещались на собаках. У верховских транспортным средством были олени.

Негидальцы воспринимали окружающий мир как место, населенное добрыми и злыми духами, посредником между ними выступал шаман.

Весной и осенью шаманы, совершая обряд очищения жилищ и людей, украшали себя и предметы культа «священными стружками». Каждый охотник имел при себе перо или коготь, кусочек кожи или пучок волос. Считали, что в таком амулете — синкэне — скрывается дух самого животного, помогающий охотнику в его нелегком промысле, защищающий в тайге или на реке. Большую часть XX века шаманы были ограничены в своих действиях, подвергались репрессиям и запретам со стороны советской власти.

Религиозные убеждения негидальцев представляли своеобразную картину мира, подпадающую под влияние природных стихий. На родовых «мольбищах» поклонялись деревянным фигуркам, изображавшим духов солнца и луны. Они передавали хозяину неба — бохга — просьбы охотников. Передавая угощения хозяину воды — му, или хозяину огня — подя, просили, таким образом, удачной рыбалки, охоты, здоровья и благополучия в семье.

Суеверными обычаями негидальцев были соблюдавшиеся приметы, поверья, запреты — одяви и обычаи — итка.

Вот некоторые из одяви:
Палку, на которую вешают котелок для варки пищи, воткнув, оставлять нельзя — заболеешь неизлечимой болезнью. Это табу существует до настоящего времени.
Когда едешь по озеру и рыба плещется в это время, нельзя говорить «рыба играет», надо говорить «листья падают». Иначе переведется рыба в этом озере.
Спиной в дом дрова не заносят, с грохотом не кладут, поперек дома не кладут. Грех.
Через человека нельзя перешагивать — грех. Укорачиваешь человеческую жизнь.
В угол дома ногами не ложись — разрушаешь свой дом.
Никогда под голову не кладите детскую одежду — ребенок будет болезненным.

Вот некоторые обычаи — итка:
На охоте ли, на рыбалке ли будь, надо угостить хозяина огня — подя, в противном случае — не быть удаче.
Когда заночуешь в лесу, сделай зарубку на толстом дереве, и, когда дерево будет стонать, ни один нечистый дух не подойдет, испугается.
Ночью никогда не ходят по воду — говорят, что с водой в дом можно принести плохое.


Одежда негидальцев, как и у других северных народов, была хорошо приспособлена к суровому климату Приамурья. Шили ее из рыбьих кож и шкур животных, позднее — из тканей китайского и русского происхождения. В наши дни негидальская мастерица Дарья Ивановна Надеина шьет на заказ унты, создает национальные коврики — кумаланы. Она поясняет, что на изготовление одного такого коврика уходит год.

Очень трудоемка работа по выделке оленьей кожи и вышивка национальных узоров в форме трилистника. Надеина объясняет выбор рисунка: «Раньше, когда не было никаких лекарств, с помощью отвара из этого растения лечили практически все болезни: воспаление легких, туберкулез и другие. К тому же этот цветок, который по-научному называется «вахта трилистная» — не путайте с клевером, — растет на границе между твердой землей и болотом. И любой человек, увидев его, понимал, что дальше идти опасно. Вот в знак уважения к этому растению, которое спасло многих негидальцев, и решили его увековечить». Дарья Ивановна сожалеет, что молодежь из Владимировки не хочет перенимать ее мастерство.

Относительно последовательное и регулярное исследование негидальцев стало проводиться лишь с середины XIX века, хотя первые сведения о них появились в XVII веке. Изучению народности исследователями уделялось меньше внимания, чем соседним народам Нижнего Амура. Возможно, именно этими обстоятельствами и объясняется тот факт, что до сих пор нет комплексного монографического исследования по истории и культуре негидальского этноса.




  Просмотров 340
Показать полностью

Старощербиновский музей

30.10.2023

Читать

С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа. Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны — полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.

В рамках Всероссийской акции «Ночь искусств- 2023», приуроченной ко Дню народного единства, предлагаем познакомиться с самобытной культурой этих малых народов нашей великой Родины.




Исчезающие народы России. Сето


Первое историческое упоминание о народе зафиксировано еще в Псковской летописи XII века. Финно-угорский народ, также называемый «сето», «псковская чудь», «полуверцы», селился в Печорском районе Псковской области и в прилегающих местах. Одно из племен населяло окрестности Псково-Чудского озера. В наши дни большая часть сето — около 10 тысяч — проживает в Эстонии. На территории России их осталось 214 человек (по Всероссийской переписи 2010 года). Эстонцы никогда не относились к ним как к самостоятельному народу. В 20-х годах прошлого столетия началась массовая эстонизация сето.

Единственное занятие, которого народы сето старались избегать, было рыболовство. На воде — так говорится в их песнях — не только мужчины ловят рыбу, но и рыба мужчин. Когда рыбак отправлялся на промысел, он всегда должен был брать с собой погребальное одеяние, а дома оставлял плачущих. Когда же хлебопашец уходил в поле, дома оставались певицы. В горнице царила радость. Поэтому основу хозяйственной деятельности сето составляли пашенное земледелие и животноводство. Подобно русским, сето выращивали зерновые, а из технических культур — лен. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, держали домашнюю птицу.

Внешний вид деревень сето зависел от природного ландшафта и распределения не очень плодородных пахотных участков. Хуторские поселения состояли из выстроенных в три ряда домов. Обычные дома, разделенные на два помещения («чистый» двор и двор для скота), напоминали подобие крепости. Внутренний двор со всех сторон огораживали постройками, высокими оградами и воротами.

Поселения располагались чересполосно со славянами-кривичами. Разграничение земель привело к редкому расселению жителей. Несмотря на притеснения, сето не утратили оптимизма и жизнерадостности, приветствуя песнями каждый новый день.

У женщин сето на каждый случай жизни предусмотрена своя песня. С песнями они кормят домашних животных, готовят обед, ходят за водой и работают в поле. Девушка должна была знать не менее ста песен, чтобы выйти замуж. Иначе будущий муж мог посчитать ее плохой хозяйкой.

В XV веке, когда был создан Псково-Печорский монастырь, «чудь» приняла православие. Христианство и языческие верования сето воспринимали как единое целое, способное помочь и придать жизненные силы. Соседи-русские называли их «полуверцами».

Во время больших церковных празднеств сето посещают богослужения, но и не перестают чествовать своего главного бога плодородия — Пеко. Воспевают святые природные места и знаки, важные для местных жителей. По народному преданию, родители Пеко — сето, крестные — Богородица и Христос, а его захоронение находится в подземельях Печерского монастыря. Национальная одежда сето сохранилась до наших дней. В ней преобладает контраст черного, белого и красного цветов. Красота одеяний была общепризнанной среди эстонок и русских. Женские праздничные костюмы не могли обойтись без большого количества металлических украшений. Среди серебряных цепочек и монист выделялся сыльг (или суур сыльг — большая фибула) — массивный металлический круг с изображением яйца мира и солнца в центре. При движении украшения начинали бренчать, извещая о проходе по улице женщины задолго до ее появления. Считалось, что звон серебра отпугивает нечистую силу. У замужних женщин сето вес украшений доходил до 5–6 кг.

Сейчас многие сето продолжают сохранять старые обычаи, такие как религия, песенная культура, обрядовые традиции, возрождается ремесленное искусство, в церквах ведутся богослужения на языке сето, созданы программы по налаживанию сельского хозяйства и обустройству территорий.

Своеобразный быт и отличное от других представление о мире, вынудили эту народность держаться обособленно. Очень редки были межнациональные браки, что, в свою очередь, и помогло сохранить культуру сето.





  Просмотров 314
Показать полностью
« 1 2 3 4 5 ... 21 22 »