Добро пожаловать!

Подробнее о музее

Мы рады приветствовать Вас на нашем Интернет-портале. Здесь Вы сможете познакомиться с историей, узнать о близком и далеком прошлом, о последних и предстоящих событиях, став не только гостем на нашем сайте, но и посетителем нашего Старощербиновского музея.  Наш музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность — время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком. Любите свою малую Родину, дорожите прошлым! Это то, на чем строится наше настоящее и будущее! Уверены, что вместе мы сможем сохранить и приумножить культурное наследие нашего региона.

Стоимость входного билета

Экскурсионное обслуживание

50 рублей

без льгот (взрослый)
.

25 рублей

дети с 4-х лет, учащиеся,
студенты, пенсионеры

59 рублей

Последние события

Все события

Старощербиновский музей

05.11.2023

Читать

04.11.2023 всероссийская акция "Ночь искусств" прошла в музее. На мероприятии "Комсомол - история эпохи" присутствовали комсомольцы прошлых лет и молодое поколение. Была освещена история создания комсомола, основные периоды его становления. Комсомольцы поделились воспоминаниями о своей юности. Кроме того все желающие могли познакомиться с выставкой из фондов музея "Комсомол: события, люди, факты" и выставкой учащихся ДХШ "Национальная одежда народов России", сделать незабываемые кадры в фотозоне "Юность комсомольская моя" и просто познакомиться с экспозициями музея.

#ночьискусств #ночьискусств2023 #КубаньВсенародная



  Просмотров 162
Показать полностью

Старощербиновский музей

30.10.2023

Читать

Исчезающие народы России. Чулымцы



Коренной малочисленный народ России тюркского происхождения. Численность — 365 человек (по переписи 2010 года). Название происходит от реки Чулым (приток Оби), в среднем и нижнем течении которой они и проживают. Большая часть чулымцев живет сейчас в Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в селах Пасечное и Чиндат.

Чулымцы официально признаны 5 марта 2001 года и в переписи населения, которая прошла в 2002 году, чулымцы впервые назвали себя чулымцами. До этого чулымцев причисляли к хакасам. Коренной чулымец Василий Габов сегодня в Тегульдетском районе единственный, кто еще помнит родной язык. Чулымский язык — бесписьменный, его никогда не преподавали в школе, использовали лишь в быту.

Чулымский этнос сложился в результате смешения тюркских групп еще в XVII–XVIII веках. Народность берет свое начало от древних кыпчатских и уйгурских племен, впоследствии была ассимилирована хакасами и русскими.

Летом древние чулымцы на обласках (небольших лодках, выдолбленных из ствола осины или тополя) занимались — рыболовством. В зимнее время года переселялись на охотничьи стойбища. К XX веку развили пушное направление в торговле. Чулымцы были далеки от типового ведения домашнего хозяйства и скотоводства. Отдавали предпочтение собирательству лечебных трав и ягод. Наряду с этим занимались ткачеством, кожевенным делом, плотницкими работами. Специализировались на изготовлении веревок, сетей, посуды (берестяной, деревянной и плетеной), лодок, лыж, нарт.

Традиционные поселки были застроены землянками и чумами с открытыми глиняными печурками, многочисленными лавками и сундуками. Чулымцы обычно носили простую холщовую одежду, платья, кафтаны, украшали себя бусами, серьгами и перстнями. Зимой переобувались в унты или охотничьи сапоги. В еде отдавали предпочтение мясу и вяленой рыбе.

Чулымцы приняли православие в XVII–XVIII веках, однако сохранили и некоторые традиции шаманизма. Наряду с именами, данными при крещении, детей называли и «по-своему». Магическими атрибутами считались белый головной платок, ожерелье из белых бус, погремушка, ложка для кормления духов. Изначально было распространено поклонение духам — родовым, семейным или личным покровителям (у женщин чаще всего в образе птицы, у мужчин — в виде заячьей шкурки). Почитали леших и домовых.

Большая часть современных чулымцев занята в сельском хозяйстве и лесной промышленности.

В Пасечном ежегодно проводится чулымский осенний праздник «Тумпайрам». По традиции гостей потчуют глухарем в сметане и царской стерляжьей ухой. Большой популярностью пользуются гонки на обласках по реке Чиндат.

Удалось сберечь некоторые элементы фольклора, орнаментальное искусство в изделиях из дерева, бересты, тканей и кожи. Немаловажную роль в сохранении народности играют целевые государственные программы, создаются благоприятные условия для жизни чулымцев, оказывается большая финансовая помощь местному населению, продолжающему вести традиционный образ жизни.




  Просмотров 149
Показать полностью

Старощербиновский музей

30.10.2023

Читать


Исчезающие народы России. Негидальцы


Малочисленный тунгусо-маньчжурский народ, живущий в Приамурье.

Территориально негидальцы разделялись на низовских и верховских. Низовские вели оседлый образ жизни, занимались в основном рыболовством. Зимой жили в бревенчатых домах с отапливаемыми нарами, летом — в четырехстенных домиках из коры.

У верховских основным занятием была охота. Они предпочитали проживать в переносном коническом чуме. Низовские перемещались на собаках. У верховских транспортным средством были олени.

Негидальцы воспринимали окружающий мир как место, населенное добрыми и злыми духами, посредником между ними выступал шаман.

Весной и осенью шаманы, совершая обряд очищения жилищ и людей, украшали себя и предметы культа «священными стружками». Каждый охотник имел при себе перо или коготь, кусочек кожи или пучок волос. Считали, что в таком амулете — синкэне — скрывается дух самого животного, помогающий охотнику в его нелегком промысле, защищающий в тайге или на реке. Большую часть XX века шаманы были ограничены в своих действиях, подвергались репрессиям и запретам со стороны советской власти.

Религиозные убеждения негидальцев представляли своеобразную картину мира, подпадающую под влияние природных стихий. На родовых «мольбищах» поклонялись деревянным фигуркам, изображавшим духов солнца и луны. Они передавали хозяину неба — бохга — просьбы охотников. Передавая угощения хозяину воды — му, или хозяину огня — подя, просили, таким образом, удачной рыбалки, охоты, здоровья и благополучия в семье.

Суеверными обычаями негидальцев были соблюдавшиеся приметы, поверья, запреты — одяви и обычаи — итка.

Вот некоторые из одяви:
Палку, на которую вешают котелок для варки пищи, воткнув, оставлять нельзя — заболеешь неизлечимой болезнью. Это табу существует до настоящего времени.
Когда едешь по озеру и рыба плещется в это время, нельзя говорить «рыба играет», надо говорить «листья падают». Иначе переведется рыба в этом озере.
Спиной в дом дрова не заносят, с грохотом не кладут, поперек дома не кладут. Грех.
Через человека нельзя перешагивать — грех. Укорачиваешь человеческую жизнь.
В угол дома ногами не ложись — разрушаешь свой дом.
Никогда под голову не кладите детскую одежду — ребенок будет болезненным.

Вот некоторые обычаи — итка:
На охоте ли, на рыбалке ли будь, надо угостить хозяина огня — подя, в противном случае — не быть удаче.
Когда заночуешь в лесу, сделай зарубку на толстом дереве, и, когда дерево будет стонать, ни один нечистый дух не подойдет, испугается.
Ночью никогда не ходят по воду — говорят, что с водой в дом можно принести плохое.


Одежда негидальцев, как и у других северных народов, была хорошо приспособлена к суровому климату Приамурья. Шили ее из рыбьих кож и шкур животных, позднее — из тканей китайского и русского происхождения. В наши дни негидальская мастерица Дарья Ивановна Надеина шьет на заказ унты, создает национальные коврики — кумаланы. Она поясняет, что на изготовление одного такого коврика уходит год.

Очень трудоемка работа по выделке оленьей кожи и вышивка национальных узоров в форме трилистника. Надеина объясняет выбор рисунка: «Раньше, когда не было никаких лекарств, с помощью отвара из этого растения лечили практически все болезни: воспаление легких, туберкулез и другие. К тому же этот цветок, который по-научному называется «вахта трилистная» — не путайте с клевером, — растет на границе между твердой землей и болотом. И любой человек, увидев его, понимал, что дальше идти опасно. Вот в знак уважения к этому растению, которое спасло многих негидальцев, и решили его увековечить». Дарья Ивановна сожалеет, что молодежь из Владимировки не хочет перенимать ее мастерство.

Относительно последовательное и регулярное исследование негидальцев стало проводиться лишь с середины XIX века, хотя первые сведения о них появились в XVII веке. Изучению народности исследователями уделялось меньше внимания, чем соседним народам Нижнего Амура. Возможно, именно этими обстоятельствами и объясняется тот факт, что до сих пор нет комплексного монографического исследования по истории и культуре негидальского этноса.




  Просмотров 133
Показать полностью

Старощербиновский музей

30.10.2023

Читать

С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа. Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны — полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.

В рамках Всероссийской акции «Ночь искусств- 2023», приуроченной ко Дню народного единства, предлагаем познакомиться с самобытной культурой этих малых народов нашей великой Родины.




Исчезающие народы России. Сето


Первое историческое упоминание о народе зафиксировано еще в Псковской летописи XII века. Финно-угорский народ, также называемый «сето», «псковская чудь», «полуверцы», селился в Печорском районе Псковской области и в прилегающих местах. Одно из племен населяло окрестности Псково-Чудского озера. В наши дни большая часть сето — около 10 тысяч — проживает в Эстонии. На территории России их осталось 214 человек (по Всероссийской переписи 2010 года). Эстонцы никогда не относились к ним как к самостоятельному народу. В 20-х годах прошлого столетия началась массовая эстонизация сето.

Единственное занятие, которого народы сето старались избегать, было рыболовство. На воде — так говорится в их песнях — не только мужчины ловят рыбу, но и рыба мужчин. Когда рыбак отправлялся на промысел, он всегда должен был брать с собой погребальное одеяние, а дома оставлял плачущих. Когда же хлебопашец уходил в поле, дома оставались певицы. В горнице царила радость. Поэтому основу хозяйственной деятельности сето составляли пашенное земледелие и животноводство. Подобно русским, сето выращивали зерновые, а из технических культур — лен. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, держали домашнюю птицу.

Внешний вид деревень сето зависел от природного ландшафта и распределения не очень плодородных пахотных участков. Хуторские поселения состояли из выстроенных в три ряда домов. Обычные дома, разделенные на два помещения («чистый» двор и двор для скота), напоминали подобие крепости. Внутренний двор со всех сторон огораживали постройками, высокими оградами и воротами.

Поселения располагались чересполосно со славянами-кривичами. Разграничение земель привело к редкому расселению жителей. Несмотря на притеснения, сето не утратили оптимизма и жизнерадостности, приветствуя песнями каждый новый день.

У женщин сето на каждый случай жизни предусмотрена своя песня. С песнями они кормят домашних животных, готовят обед, ходят за водой и работают в поле. Девушка должна была знать не менее ста песен, чтобы выйти замуж. Иначе будущий муж мог посчитать ее плохой хозяйкой.

В XV веке, когда был создан Псково-Печорский монастырь, «чудь» приняла православие. Христианство и языческие верования сето воспринимали как единое целое, способное помочь и придать жизненные силы. Соседи-русские называли их «полуверцами».

Во время больших церковных празднеств сето посещают богослужения, но и не перестают чествовать своего главного бога плодородия — Пеко. Воспевают святые природные места и знаки, важные для местных жителей. По народному преданию, родители Пеко — сето, крестные — Богородица и Христос, а его захоронение находится в подземельях Печерского монастыря. Национальная одежда сето сохранилась до наших дней. В ней преобладает контраст черного, белого и красного цветов. Красота одеяний была общепризнанной среди эстонок и русских. Женские праздничные костюмы не могли обойтись без большого количества металлических украшений. Среди серебряных цепочек и монист выделялся сыльг (или суур сыльг — большая фибула) — массивный металлический круг с изображением яйца мира и солнца в центре. При движении украшения начинали бренчать, извещая о проходе по улице женщины задолго до ее появления. Считалось, что звон серебра отпугивает нечистую силу. У замужних женщин сето вес украшений доходил до 5–6 кг.

Сейчас многие сето продолжают сохранять старые обычаи, такие как религия, песенная культура, обрядовые традиции, возрождается ремесленное искусство, в церквах ведутся богослужения на языке сето, созданы программы по налаживанию сельского хозяйства и обустройству территорий.

Своеобразный быт и отличное от других представление о мире, вынудили эту народность держаться обособленно. Очень редки были межнациональные браки, что, в свою очередь, и помогло сохранить культуру сето.





  Просмотров 139
Показать полностью

Старощербиновский музей

29.10.2023

Читать

В рамках Всероссийской акции «Ночь искусств – 2023»


  Просмотров 196
Показать полностью

Старощербиновский музей

23.10.2023

Читать

23 октября – День основания станицы Старощербиновской


229 лет Старощербиновской – весомая дата. Это праздник тех, кто здесь родился и вырос, тех, чьим трудом развивалась и росла наша станица, и тех, кому ещё только предстоит учиться и трудиться на её благо. Сегодняшние успехи и достижения Старощербиновской – заслуга нескольких поколений, пронёсших любовь и преданность станице через всю жизнь. И её будущее зависит, прежде всего, от нас, от нашего взаимоуважения, поддержки и желания сделать её современной, комфортной и благоустроенной, более красивой и привлекательной.

Пусть всех жителей нашей любимой станицы объединит забота о родном уголке. Пусть чувство гордости за нашу малую родину отразится в ваших улыбках – они будут лучшим украшением в праздничные дни.

Уважаемые жители станицы Старощербиновской! Коллектив музея сердечно поздравляет вас с Днем основания нашей станицы и предлагает заглянуть в её историю.


  Просмотров 183
Показать полностью

Старощербиновский музей

20.10.2023

Читать

СТЕПНОЙ МАМОНТ или ТРОГОНТЕРИЕВЫЙ СЛОН

(Mammuthus trogontherii)

Этот хоботный — предок знаменитых шерстистых мамонтов, первопроходец, открывший слоновьим окно в Евразию.

Трогонтериевого слона также называют степным мамонтом. Мамонты и слоны, несмотря на всю их схожесть, — два отдельных рода. В таком случае, почему мамонт — это слон, да ещё и какой-то трогонтериевый?

Всё дело в зубах. Именно по ним палеонтологи определяют принадлежность хоботного к тому или иному роду. Трогонтериевый слон — один из первых хоботных, кто отправился на север. В новых условиях строение его зубов постепенно изменялось и стало ближе к зубам мамонтов, чем к слоновьим.

А трогонтериевым его назвали в честь... Бобра. Кости бобра-трогонтерия являются важным индикатором для определения геологического возраста. Костные остатки хоботного находят в тех же отложениях.

Масштабное распространение трогонтериевого слона закончилось вместе с изменением климата. Погода становилась холоднее, растительность менялась. Да еще и часть северных родственников эволюционировала в более морозостойкую форму — шерстистых мамонтов. Всё это постепенно привело к тому, что около 200 тыс. лет назад трогонтериевый слон вымер.

Человек-разумный трогонтериевого слона почти не застал. Но это не помешало обрести зверю популярность уже в наши дни. Косточки степного мамонта откапывают в разных частях России — от южных регионов до Восточной Сибири. А на территории Щербиновского района находка была в 1981 году и принесла трогонтериевому слону известность.

Его сохранившиеся останки находятся в Старощербиновском музее.


  Просмотров 172
Показать полностью

Старощербиновский музей

09.10.2023

Читать

Неприступный хребет. Битва за Кавказ


В летнем наступлении 1942 года А.Гитлер и его генералы, несмотря на своё поражение в битве под Москвой, рассчитывали разгромить весь южный фланг советского фронта и обеспечить себе выход к Волге и Кавказу. Немецкая армия нуждалась в природных ресурсах южных районов СССР — хлебе, нефти, различных полезных ископаемых. Выполнив эту задачу, А.Гитлер надеялся нанести решающее поражение Красной Армии и обеспечить себе успешное ведение войны в мировом масштабе на долгие годы.



НЕМЕЦКИЕ ПЛАНЫ ПО ЗАХВАТУ КАВКАЗА


Битва за Кавказ разделяется на два этапа: оборонительный — с 25 июля по 31 декабря 1942 года и наступательный — с 1 января по 9 октября 1943 года. С советской стороны в ней участвовали Южный (командующий Р.Я.Малиновский), Северо Кавказский (командующий С.М.Будённый) и Закавказский (командующий И.В.Тюленев) фронты. Группировкой вермахта и сателлитов рейха (Румыния, Словакия, Италия), нацеленной на Кавказ, командовал генерал фельдмаршал В.Лист, позже его сменил генерал Э. фон Клейст. Сил у врага на этом направлении изначально было значительно больше, чем у Красной Армии.


Германское командование намеревалось обойти Главный Кавказский хребет с запада, захватив Новороссийск и Туапсе, и с востока — ворвавшись в Грозный и Баку. Советскую группировку предполагалось расчленить и уничтожить, нефтяные месторождения забрать в свои руки, а базы Черноморского флота уничтожить или парализовать их деятельность. Дальнейшее продвижение немцы и их союзники планировали в сторону турецкой границы для установления связи с турецкими войсками и последующего прорыва на Ближний и Средний Восток.



ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА КАВКАЗА


Немецкие соединения и их союзники вначале продвигались очень быстро. Советские войска с тяжёлыми потерями отходили к нижнему течению реки Дон и к реке Кубань. В августе 1942 года немцы захватили Ставрополь, Майкоп (накануне отхода Красной Армии удалось вывести из строя основные мощности нефтедобычи в районе Майкопа), Краснодар. В конце августа части вермахта ворвались в Моздок, возникла угроза Грозному — его нефтяным месторождениям и перерабатывающим предприятиям.


В середине августа завязались бои за Новороссийск и Анапу. Нашим войскам пришлось оставить Тамань и большую часть Новороссийска. Однако немцам не удалось взять Туапсе, здесь героически дралась с противником Черноморская группа Закавказского фронта.


Враг попытался прорваться через центральную часть Кавказского хребта — у немцев и итальянцев были подготовленные альпинисты. Но мужество наших войск сорвало и эти планы.


Постепенно вражеские части начали терять свой боевой пыл. Отчаянное сопротивление советских войск у Орджоникидзе (Владикавказ), через который противник пытался пробиться к Грозному, заставило немцев откатиться назад. Советские контрудары становились всё более мощными.



В ЕДИНОМ СТРОЮ НАРОДОВ


Важно отметить, что в обороне Кавказа участвовали практически все народы нашей многонациональной страны. Уроженцы Кавказа жертвовали своими жизнями, чтобы остановить врага, проявляли массовый героизм, вступали добровольцами в боевые соединения, участвовали в строительстве оборонительных сооружений.


Из воспоминаний Маршала Советского Союза А.А.Гречко: «Кроме инженерных частей на строительстве оборонительных рубежей использовались подходившие с Северного Кавказа стрелковые соединения и местное население. 16 сентября Государственный комитет обороны принял специальное решение о мобилизации 90 тыс. человек местного населения на строительство Махачкалинского, Дербентского и Бакинского оборонительных рубежей… На заводах, МТС, в колхозных кузницах днём и ночью ковались кирки, ломы, лопаты, из стальных рельсов варили противотанковые ежи».


Враг так и не прорвался в Закавказье. К концу 1942 года наступательные силы противника были исчерпаны. Богатые нефтяные районы Кавказа остались в руках Советского Союза. Красная Армия заплатила за этот оборонительный успех большую цену — только безвозвратные потери советских войск при защите Кавказа составили более 190 тыс. человек.


«Имеются документальные доказательства, что действиями на Главном Кавказском хребте немецкое командование рассчитывало привлечь на свою сторону горские народности и вызвать среди них восстание против советской власти (объявление священной войны). Эта ставка немцев была бита. Известно, что горцы объявили «газават» против А.Гитлера, а не против советской власти». (Из описания боевых действий штаба Закавказского фронта за август 1942 – январь 1943 года).



КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ


«…После поражения под Орджоникидзе и очередных неудач в районе Туапсе гитлеровцы по всему Кавказскому фронту глубоко зарылись в землю, рассчитывая на тихую зимовку. При штурме города Малгобека мы захватили секретные документы, в том числе приказ А.Гитлера, датированный декабрём 1942 года. Этот приказ гласил: «Берега Терека, изобилующие населёнными пунктами, — наиболее благоприятный зимний рубеж, который нужно во что бы то ни стало отстоять для покорения Кавказа весной».


Из воспоминаний генерала армии И.В.Тюленева: «В начале 1943 года для войск противника, прорвавшихся к Главному Кавказскому хребту, наступило время расплаты. Одновременно с окружением 300‑тысячной группировки врага под Сталинградом создались благоприятные условия для начала нашего широкого наступления и освобождения республик Северного Кавказа, Ставрополья, Кубани, Ростовской области. Южный фронт (командующий А.И.Ерёменко) перешёл в наступление на Ростов‑на‑Дону и Тихорецк, Черноморская группа войск Закавказского фронта — на Краснодар. На Моздок продвигалась Северная группа войск (с 24 января 1943 года — Северо‑Кавказский фронт)».


Советские войска прошли с боями до 600 километров, освободив огромную территорию своей страны. С вершины Эльбруса был сброшен фашистский флаг. Но весной 1943 года советские ударные соединения вышли к Таманскому полуострову, где столкнулись с заранее оборудованной немецкой обороной — так называемой «Голубой линией». Бои за Новороссийск и прорыв немецкой обороны продолжались до осени 1943 года. Однако теперь соотношение сил было в нашу пользу.



МАЛАЯ ЗЕМЛЯ


Ещё в начале февраля 1943 года советские войска высадили небольшой десант на берегу Цемесской бухты на окраине Новороссийска и удерживали плацдарм до середины сентября. Успех сопутствовал десантникам отряда майора Ц.Л.Куникова, которые проявили невиданную дерзость и самоотверженность. Немцы постоянно пытались сбросить в море наших десантников. Буквально каждый метр Малой земли был пропитан кровью и нашпигован осколками снарядов. За мужество, проявленное на этом плацдарме, 21 советский воин был удостоен звания Героя Советского Союза. Малая земля сыграла важную роль в освобождении Новороссийска и всего Таманского полуострова.


К 09 октября 1943 года территория Кавказского региона была освобождена. Создались предпосылки для высадки десанта на Керченском полуострове и освобождения Крыма.


«К началу октября 1943 года закончилась оперативная пауза, в течение которой наши войска готовились к продолжению наступления и подтягивали тылы. Наступательные бои вновь развернулись на многих участках тысячекилометрового советско‑германского фронта. Началось очищение Таманского полуострова — последний акт длительной и ожесточённой борьбы за Кубань» – из воспоминаний Маршала Советского Союза А.И.Ерёменко.



«ЗА ОБОРОНУ КАВКАЗА»


Победа Красной Армии в битве за Кавказ имела огромное значение для всего хода Великой Отечественной войны. Нацистским войскам не удалось захватить главные советские нефтяные месторождения, враг не получил ресурсов, необходимых ему для ведения дальнейшей наступательной войны. Победы под Сталинградом и в битве за Кавказ наглядно показали, что в войне произошёл решительный перелом.


Подвиг советских воинов должен служить постоянным напоминанием современному поколению россиян, что мы победили вместе. От единения всех народов Советского Союза зависела тогда судьба всей нашей страны.


Общие потери Красной Армии в битве за Кавказ составили более 593 тыс. человек, в том числе безвозвратные — более 276 тыс. Вермахт и его союзники потеряли более 420 тыс. человек.


Медаль «За оборону Кавказа», учреждённую в 1944 году, получили около 870 тыс. человек.


  Просмотров 157
Показать полностью

Старощербиновский музей

08.10.2023

Читать


В летнем наступлении 1942 года фашисты рассчитывали разгромить весь южный фланг советского фронта, обеспечив себе выход к Волге и Кавказу. Их армия нуждалась в природных ресурсах южных районов СССР. А. Гитлер надеялся нанести решающее поражение Красной Армии и обеспечить себе успешное ведение войны в мировом масштабе на долгие годы. Германское командование намеревалось обойти Кавказский хребет с запада, захватив Новороссийск и Туапсе, и с востока — ворвавшись в Грозный и Баку. Советскую группировку предполагалось расчленить и уничтожить, нефтяные месторождения забрать в свои руки, а базы Черноморского флота уничтожить или парализовать их деятельность.

В обороне Кавказа участвовали все народы нашей многонациональной страны. Враг так и не прорвался в Закавказье. К концу 1942 года наступательные силы противника были исчерпаны.

Подробнее 09 октября в материале на нашем сайте: https://starmuzey.ru


  Просмотров 145
Показать полностью

Старощербиновский музей

08.10.2023

Читать

3 октября 2023 года для воспитателей МБДОУ детский сад №8 комбинированного вида сотрудниками музея проведен семинар на тему: «Традиции и ремесла кубанских казаков».

На нем были рассмотрены вопросы помогающие глубже узнать традиции предков, обычаи и быт кубанского казачества, его отличительные черты и особенности.


  Просмотров 152
Показать полностью
1 2 3 ... 19 20 »


Полезные ссылки

Анкета посетителя музея Прокуратура информирует Сайт администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района
Сайт Министерства культуры Краснодарского края Сайт отдела культуры администрации муниципального образования Щербиновский район