Главная / Архив событий
«О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная!», «Беспечная и юная, как трели соловья, подруга семиструнная, гитара ты моя!», «Все, как прежде, все та же гитара», «Ты звени, звени, как прежде, семиструнная!». Все эти строки самых разных поэтов, писателей, музыкантов вдохновлены чудесным, поэтическим, истинно русским инструментом – семиструнной гитарой.

В XIX веке не было инструмента популярнее, недаром в художественных, документальных фильмах, рассказывающих о старинном житье-бытье, в кадре – только семиструнка! И обязательно «в такт мелодии старой чуть колышется бант голубой»!

Дата добавления 28.03.2022  Просмотров 191

В 1840 году оружейник Степан Федотович Баташев в пригороде Тулы слободе Чулковой основал самоварное заведение. Дело Степана Баташева постепенно росло и из оружейников он выбился в купцы. Но в 1861 году самоварная фабрика и дом сгорели, а с ним случился приступ.

Тяготы на возрождение фабрики легли на сыновей Степан Федотович Баташева– Василия, которому на тот момент было 19 лет, и Александра, которому было 13 лет. За несколько лет они превратили фабрику в процветающее производство. Уже в 1870 году на Всероссийской мануфактурной выставке они получили серебряную медаль за самовары и организацию производства.

С 1898 года бывшая фабрика Василия Баташева получила название «Товарищество паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в Туле». В 1896 году на Всероссийской Нижегородской выставке наследники Баташева получили высочайшую награду – государственный герб, утвержденный министерством финансов.

Дата добавления 17.03.2022  Просмотров 249


Героическая оборона города на Неве, продолжалась на протяжении 872 дней. Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить сопротивление и дух его защитников. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому они и хотели стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. 27 января 1944 года, наши войска прорвали блокаду! Измождённые жители, все до одного вышли на улицы города, чтобы увидеть салют победы! Салют в их честь! Салют в честь недоживших до этого дня! Салют в честь воинов, которые ценой своей жизни спасли город на Неве. А Ленинград для всех людей на планете стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Мы предлагаем публикацию о жителях Щербиновского района, переживших блокаду и участвовавших в обороне Ленинграда.


Дата добавления 22.01.2022  Просмотров 418

Память — это главное, что нас объединяет. Память о том, что произошло. Она, к сожалению, иногда бывает очень короткой. Проходит время и все разглаживается, забывается. Но есть моменты, которые забывать нельзя.

1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста. Холокост - давно устоявшийся термин, который означает массовое уничтожение нацистами еврейского населения Европы (в переводе с греческого это слово означает “всесожжение”, другое значение - катастрофа). Инициаторами принятия документа выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия, Украина, США, а их соавторами — еще более 90 государств.

Дата памятного дня выбрана не случайно: именно в этот день 1945 года Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша), в котором погибло, по разным оценкам, от 1,5 до 4 миллионов человек. Точное количество погибших в Освенциме так и не удалось установить, поскольку многие документы были уничтожены, а сами немцы не вели учет жертв, направляемых в газовые камеры сразу по прибытии. Как свидетельствуют документы Нюрнбергского трибунала, погибло 2,8 миллиона человек, 90 процентов из которых были евреи.


Дата добавления 22.01.2022  Просмотров 336

6 января, день накануне православного Рождества Христова, отмечен в календаре особо. Не зря у него два имени: в быту 6 января чаще называют Рождественский сочельник, в Церкви - Навечерие Рождества Христова. Слово "навечерие" означает вечер накануне праздника, а бытовое название - "сочельник" - произошло от названия блюда из вареной пшеницы (или риса) с медом, которое в этот день для многих православных верующих становится единственной незатейливой пищей. Единственной, поскольку Рождественский сочельник - последний, самый строгий день Рождественского поста.

В народе существовала традиция: в Сочельник до первой звезды не есть. Логика проста: когда в Вифлееме родился Младенец Иисус, на Востоке зажглась новая звезда - об этом рассказывает Евангелие от Матфея. Вот верующие и старались не есть, поститься до того момента, как на небосклоне не взойдет первая звезда. "В Сочельник, под Рождество, - читаем у Ивана Шмелева, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу. Ну… будто, Он на сене, в яслях…" Кутьей Шмелев называет сочиво, взвар — это крепкий отвар из чернослива, груши и сушеных абрикосов - они же "шепталы". Но главное в этом описании стола Рождественского сочельника - понимание, что наш пост — это наша жертва, наше приношение родившемуся Иисусу: сам не поем, а Богомладенцу эту пищу в ясли поставлю. Пост — это всегда приношение нашей любви Богу. Но, подчеркну, не есть до первой звезды было благочестивой традицией самого народа, церковный устав таких строгих предписаний не делал.

К Рождеству готовились заранее, Рождественский сочельник - апофеоз подготовки: в домах уже витало ожидание чуда, царила атмосфера любви, радости и тайны. Раньше, в отсутствии гаджетов и ТВ, эту атмосферу умели создавать. И неудивительно, что воспоминания о семейной подготовке к Рождеству, сам праздник, запечатлелись в памяти мемуаристов так живо и ярко.

"Елку украшали всей семьей. С утра в Сочельник на рояле, на столах и креслах, на подоконниках и даже прямо на полу появлялись легкие картонные коробки с гнездышками внутри, где в опилках, в стружках, в шелковой бумаге, в вате ютились райские птички, деды-морозы, девки-чернавки, яркие разноцветные стеклянные игрушки… причудливый, фантастический мир детского счастья, такой хрупкий и такой прекрасный, такой волшебно нереальный и в то же время теперь, через многие годы, кажущийся единственно реальным из всего, что было когда-то в жизни", - вспоминала в конце 80-х поэтесса Елизавета Рачинская. Ровесница века, пережившая все его потрясения и сохранившая на всю жизнь память о "светлом чуде семейного праздника".

Подготовка начиналась с Рождественской елки и похода на елочный базар. "Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче, - рассказывал своему семилетнему французскому крестнику Иван Шмелев. - Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях - лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес... А снег повалит - потерял дорогу! Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Морозная Россия, а.… тепло!". К выбору Рождественской елки, к ее украшению было принято относиться серьезно. Вот что читаем у Анны Григорьевны Достоевской: "Федор Михайлович, чрезвычайно нежный отец, постоянно думал, чем бы потешить своих деток. Особенно он заботился об устройстве елки: непременно требовал, чтобы я покупала большую и ветвистую, сам украшал ее (украшения переходили из года в год), влезал на табуреты, вставляя верхние свечки и утверждая "звезду" на вершине".

Украшение лесной красавицы - целый ритуал. В одних семьях к изготовлению игрушек и развешиванию их на пушистых лапах-ветвях привлекали детей. В других елку наряжали взрослые, при закрытых дверях, стараясь сделать так, чтобы до Рождества дети ее не увидели. Анастасия Цветаева делилась: "Взрослые прятали от нас, детей, елку ровно с такой же страстью, с какой мы мечтали ее увидеть". А вот в автобиографической повести Алексея Толстого "Детство Никиты" встречаем другую традицию.

"В гостиную втащили большую мерзлую елку. Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали ее убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные веревочки. За работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола".

Вчитайтесь, с каким живым чувством вспоминает это изготовление игрушек старшая дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая: "По вечерам мы все собирались вокруг круглого стола под лампой и принимались за работу… Мама приносила большой мешок с грецкими орехами, распущенный в какой-нибудь посудине вишневый клей …, и каждому из нас давалось по кисточке и по тетрадочке с тоненькими, трепетавшими от всякого движения воздуха, золотыми и серебряными листочками.

Кисточками мы обмазывали грецкий орех, потом клали его на золотую бумажку и осторожно, едва касаясь его пальцами, прикрепляли бумажку к ореху. Готовые орехи клались на блюдо и потом, когда они высыхали, к ним булавкой прикалывалась розовая ленточка в виде петли так, чтобы на эту петлю вешать орех на елку. Это была самая трудная работа: надо было найти в орехе то место, в которое свободно входила бы булавка, и надо было ее всю всунуть в орех. Часто булавка гнулась, не войдя в орех до головки, часто кололись пальцы, иногда плохо захватывалась ленточка и, не выдерживая тяжести ореха, выщипывалась и обрывалась".

Ну, разве не удивительно, с какой ясностью всплывают в памяти мемуаристов эти детские ощущения пальцев от прикосновения к шершавому ореху, который золотили более чем полстолетья назад?!! И отчего, через десятилетия, губы помнят ласковое прикосновение легких, тончайших лепестков золотой бумаги, которые ты, ребенок, отдуваешь, чтобы взять очередной?!! Просто воспоминания детства? Нет, атмосфера тайны, чуда и любви! Рождество!

"При украшении елки соблюдались раз и навсегда принятые порядки, - читаем в книге Елизаветы Рачинской "Калейдоскоп жизни". - В глубине, ближе к стволу, вешались сначала крымские яблочки, просвечивавшие сквозь темную хвою своими розовыми бочками; потом шли орехи, которые никогда не допускались выше середины дерева. Ствол и крестовина, покрытая ватой с блестками, опутывались золотыми и серебряными бумажными цепями и цепями из цветных леденцов. Внизу же вешались шоколадные фигурки зверей, птиц, детей и чудные печатные пряники с картинками, незабываемо вкусные, без которых не обходилось ни одно Рождество. Чем выше, тем елка становилась наряднее и ярче. На кончиках ветвей повисали блестящие стеклянные шары, покачивались, распустив хвосты, райские птицы; подняв паруса, куда-то в неведомую даль по зеленым хвойным волнам плыли сказочные корабли, летели ангелы, прижимая к груди миниатюрные елочки, веселые колокольчики на самом верху, вблизи лучистой Вифлеемской звезды, казалось, вот-вот зазвенят хрустальным праздничным звоном, а серебряные пушистые цепи и дрожащий, струящийся "дождь", наброшенный, как сверкающая сетка, поверх всего этого великолепия, превращали елку в какое-то сказочное видение, от которого трудно было оторвать глаз".

Украшения и подарки на елке - в память о дарах волхвов, которые те принесли родившемуся Христу. Звезда на вершине - символ Вифлеемской звезды. Горящие свечи - как наши души, горящие верой и любовью.

Готовили в сочельник и Рождественский стол. В России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной, то есть непостной пищи по окончанию поста - слово "разговение", знакомое нам по русской классике. Так вот, разговлялись после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией - Всенощного бдения.

Обязательным блюдом Рождественского стола была свинина - дома побогаче готовили поросенка целиком. В народе считали: велено свинину есть на Рождество в наказание! Иисусу Младенцу не давала спать в яслях - хрюкала. Потому и называется - свинья! В домах побогаче фаршировали птицу, пекли особые пряники в форме козы или коровы - козули - символ животных, которые в хлеву своим дыханием согревали Младенца Христа.

Подарки к Рождеству - отдельная история. Готовили их, конечно, не в сам сочельник, раньше. Но в Сочельник приготовления завершали и прятали под елкой, у крестовины, под белой простыней. Анастасия Цветаева вспоминает "золотые обрезы книг в тяжелых, с золотом, переплетах, с картинками, от которых щемило сердце" - фолианты дарили им с сестрой. А вот что рассказывает сын Льва Толстого Илья: "Запас наших игрушек пополнялся раз в год, на елке… В сочельник вдоль стены ставились столики с подарками: цветная почтовая бумага, сургуч, пенал, это почти всегда дарилось всем… Огромная кукла, "закрывающая глаза"… Детская кухня, кастрюлечки, сковороды, тарелки и вилки, медведь на колесиках, качающий головой и мычащий, заводные машинки, разные всадники на лошадях, мышки, паровики и чего-чего только нам не дарили".

Дети тоже готовили подарки, сделанные своими руками, дарили их родителям, детям победнее, которых приглашали в дом на Рождество.

В Сочельник к вечеру "бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь - звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон - другая… Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. А какие звезды!.. Форточку откроешь - резанет, ожжет морозом. А звезды..! На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды - звон-то! Морозный, гулкий, - прямо, серебро. Такого не услышишь, нет…

Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, - мороз и не щиплет. Выйдешь - певучий звон. И звезды. Калитку тронешь, - так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице - сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух… - синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы - белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий, - плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, - Рождество.

Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый… - и почему-то видится кроватка, звезды.

Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови Свет Разума…

И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный… был всегда. И будет" (Иван Шмелев "Лето Господне").

Дата добавления 06.01.2022  Просмотров 369

Сегодня, в Сочельник, мы расскажем о блюдах к рождественскому столу, которые вы можете приготовить сами по старинным рецептам (по материалам портала «Культура.РФ»).

До первой звезды нельзя

За 40 дней до Рождества начинается Рождественский (или Филиппов) пост. Он достаточно строгий, а его окончание, когда не благословляется даже рыба, по времени как раз совпадает с празднованием Нового года. Так что православным в ночь с 31 на 1 винопития не положено. А шестого января не положено и есть ничего, кроме сочива. Считается, что именно это блюдо и дало название Сочельнику – последнему дню перед Рождеством. Его ели вечером, когда на небе появлялась первая звезда – блюдо из злаков, орехов и сушеных фруктов должно было дать сил выстоять долгую рождественскую службу.

СОЧИВО,
рецепт Максима Сырникова


Возьмите стакан пшеничных зерен. Хорошенько промойте, выложите в чугунный горшок, залейте тремя стаканами воды, подсолите. Закройте крышкой и поставьте в разогретую духовку на два-три часа. В конце готовки пшеница должна полностью развариться, зернышки стать мягкими и даже частично полопаться. Остудите их прямо в горшке, не допуская подсыхания. Сочиво должно быть именно сочным, мягким, но в тоже время рассыпчатым.

Смешайте зерна с подготовленным изюмом, мелко нарезанной курагой, черносливом, распаренным и растертым маком, любыми орехами по вкусу. А затем выложите на блюдо и полейте медовой сытой – медом, разведенным водой в пропорции один к одному и доведенным до кипения.

Схожих рецептов сочива достаточно много, единственно верного, пожалуй, не существует. Выбор злаков, круп и добавок к ним зависел от региона, достатка в семье и личных предпочтений хозяйки. Где-то на стол ставили коливо, где-то – кутью, по сути, это одно и то же, только названия разные. Важно помнить, что в русской обрядовой кухне кутья может быть как скоромной, так и постной, и в Сочельник подают именно постную. Разговеться (то есть поесть непостной пищи) православный сможет только на следующий день, на Рождество.

Головой не вертит, на зубах хрустит

В Сочельник же начинали готовиться к рождественскому застолью – по обычаю нужно было приготовить как минимум 12 разных блюд, по числу святых апостолов. Конечно, такую традицию выдержать было сложно – для такого богатого меню нужно было обладать определенным достатком. Чтобы его как раз и приманить, к Рождеству выпекали целые стада козуль – пряничков в виде животных. Они были и лакомством, и оберегом для дома.

«В сочельник вечером вся семья садится за столом и лепит коровок из бездрожжевого теста, замешанного на молоке. Молоко, пшеничная мука, соль – все ингредиенты. Потом их вынесут во двор на мороз на всю ночь, а в рождественское утро отправят в печь. В память о празднике несколько мастерски сделанных фигурок сохранят на весь год». Максим Сырников

В северных деревнях козуль либо вырезали из раскатанного теста специальной формой (которую берегли и передавали по наследству), либо лепили, как глиняную игрушку. Пекли их сначала из ржаной муки, позже – из пшеничной, затем к ней стали добавлять жженый сахар, а в XVIII веке северянам стали доступны различные пряности, и козули стали еще вкуснее. Тесто для них готовили сильно заранее, выдерживали на морозе – считалось, что от этого его качество улучшается. Готовые пряники покрывали белой сахарной или розовой глазурью, которую получали с помощью сока клюквы или брусники.

КОЗУЛИ,
рецепт из Архангельской области


Обжечь 1 стакан сахара, растворить в стакане горячей воды. Добавить еще 2 стакана сахара (до полного растворения), 150 г сливочного масла, 1 чайную ложку корицы, гвоздики и соды, 1 яйцо и 2 желтка. Засыпать около 0,5 кг муки, вымесить тесто, чтобы оно не прилипало к рукам. Тесто выдержать в кастрюле и целлофане в прохладном месте неделю. После этого добавить в тесто еще 0,5 кг сахарного песка и раскатать его до толщины 0,5 см. Раскатанное тесто вырезать формами из жести или плотной бумаги и выложить на противень, смазанный маслом. Смазать пряники взбитым яйцом с водой в соотношении 1:1 и поставить в духовку. Выпекать 5-7 минут. Готовым пряникам дать просохнуть, после чего снять их с противня и украсить глазурью.

Гусь свинье товарищ

Долгое время на Руси сохранялся обычай в Рождество класть на стол сено – в память о яслях, в которых родился младенец Иисус. Его укладывали либо под скатерть, либо посреди стола. Вокруг расставляли мясные блюда: чем больше, тем лучше, в несколько рядов. Тут была и свинина, и баранина, и всякая птица; все годилось к застолью. Но венчал рождественское меню, конечно, гусь – зажаренный целиком, обложенный мочёными яблоками и квашеной капустой. Хорошие кухарки гуся выбирали тщательно, в проверенных лавках у знакомых продавцов. Часто в праздничные дни продавцы гусятины, пользуясь ажиотажным спросом, шли на надувательство – то есть, как объясняли в старинных поварских книгах, «вводили во внутрь ея, через заднее отверстие воздух и зашивали отверстие с некоторым искусством и маленьким фокусничеством». Такой надутый гусь на роль коронного блюда никак не годился, разве что на бульон.

ГУСИ ИЛИ УТКИ,
рецепт 1834 года


Зарезав и ощипав почище гуся или утку, пеньки из них выбери маленьким ножичком, опали шею и крылья, а папоротки отними прочь, почище вымой и, заправив шпилькой, жарь на вертеле или в печи, смазывая почаще маслом и посолив; наблюдай, чтоб не сгорели.

ПОРОСЕНОК,
рецепт 1902 года


Из хорошо очищенного поросенка вынуть потроха, сварить в воде, которая должна быть немного посолена для вкуса; когда потроха сварятся, изрубить их мелко с пятью или более, смотря по величине поросенка, круто сваренными яйцами, развести это сырыми яйцами и потом, начинив поросенка, зашить разрез, обмазать маслом и поставить в печь, чтобы обжарился, когда хорошо зарумянится, то поливать поросенка соком, который он даст из себя.

Хрен всему голова

Мясное изобилие на столах объяснялось тем, что к Рождеству в деревнях всегда забивали последнюю скотину, чтобы не кормить ее всю зиму. Такой порядок хозяйствования существовал и до сих пор существует во многих странах, так что запеченного молочного поросенка или гуся под румяной корочкой нельзя считать сугубо русским рождественским блюдом. И тем не менее, национальные отличия все равно есть. Касаются они в основном используемых приправ и гарниров. Если в Греции, например, поросенка подают с сельдереем, а в Германии с тушеной капустой, то у нас испокон веков лучшей добавкой считается хрен. Он абсолютно универсален, подавали его чуть не ко всем блюдам русской кухни: и к мясным, и к рыбным, и к холодным, и к горячим. Жгучий вкус часто смягчали сметаной, и такая приправа много лет была куда популярнее, чем нынешний майонез.

ХЛЕБНАЯ ХРЕНОВИНА,
монастырский рецепт


Срезать корку с буханки ржаного хлеба, мякиш измельчить и подрумянить в духовке до золотистого цвета. Одну редьку почистить, перемолоть на мясорубке или в комбайне. Сок отжать и слить, используется только мякоть. Корень хрена очистить, нарезать и так же перемолоть. Смешать все ингредиенты, добавить уксус и растереть, пока соус не станет густым. Добавить мед, соль, душистую мяту или молотую гвоздику.

Не бей клин под овсяный блин

Не обходился рождественский стол без выпечки. Пироги, пирожки, расстегаи, кулебяки, калитки или колядки, которыми одаривали колядующих – чего тут только не было. Особняком в этом ряду стоят овсянцы, блины из овсяной муки. Традиция готовить их в эти дни явно идет еще с дохристианских времен. Сам период от Рождества до Крещения, Святки, во многих местностях именовался Авсеньки или Овсеницы. Пекли блины на топленом масле и щедро экспериментировали с различными припеками (начинками, которые запекают прямо в тесте). Хорошо к овсянцам шла пряженина – от слова «пряжить», то есть жарить на толстом слое перекаленного масла. Такой способ кулинарной обработки очень древний, корни его исследователи раскопали чуть не в XV веке. Однако сейчас он фактически вышел из употребления. А блюдо осталось, особенно оно популярно в польской и белорусской кухне.

ПРЯЖЕНИНА,
рецепт из Беларуси


300 г свинины на ребрышках, 200 г домашней колбасы, 100 г шпика, 2 головки репчатого лука, 2 ст. ложки муки, лавровый лист, 1-2 дольки чеснока, соль.

Шпик мелко нарезать, вытопить жир, шкварки вынуть. Обжарить в жиру свиные ребрышки и нарезанную кружками колбасу. Поместить все в глиняный горшок и залить мучной подливкой. Горшок потомить в духовке около часа. Перед подачей к столу натереть в него чеснок.

Для мучной подливки в вытопленном сале обжарить лук и постепенно всыпать 2 ст. ложки муки, влить тонкой струйкой горячую воду и довести до консистенции сметаны.

Пей, да дело разумей

Что пили на Рождество? Если в Сочельник меню строго регулировалось церковным обрядом, то после каждый праздновал в соответствии с собственным вкусом и бюджетом. Это касалось и напитков – и наливки, и настойки, и домашние вина и прочие хмельные напитки, которые в наше время кажутся довольно экзотичными.

Впрочем, традиционные русские напитки всегда имели варианты без градусов – для детей или тех, кто и в праздники строг нравом.

БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЙ СБИТЕНЬ,
рецепт Максима Сырникова


1 стакан меда, 6 стаканов воды, 2 ч.л сухой мяты, свежий натертый имбирь, корица, гвоздика.

Мед развести в подогретой воде, поставить на небольшой огонь, добавить мяту. Имбирь и пряности. Довести до кипения, уменьшить огонь до минимального и варить 15 минут, тщательно снимая пену. Готовый сбитень процедить и подавать горячим.

В конце варки можно сделать из детского сбитня напиток для взрослых, влив в него стакан красного вина. Или в уже готовый – рюмку коньяка.

Бывало, что накрытый стол от Рождества не убирали до самого Крещения – ждали то гостей, то колядующих, да и домашних такой режим бесконечного питания устраивал. Эта традиция вполне совпадает и с современным сценарием новогодних каникул. Главное – помнить: все-таки Рождество праздник церковный, а в такие дни для верующего человека предпочтительней пища духовная.

Дата добавления 05.01.2022  Просмотров 387

История елочных игрушек как атрибута Рождества началась в Германии и Прибалтике начала XVII века. Изначально украшения были довольно простыми и вторили христианской символике: всеми известная звезда на вершине елки есть не что иное, как прототип Вифлеемской звезды; яблоки, развешанные на ветвях – символ плодов с Древа познания Добра и Зла; зажженные свечи – символ ангельской чистоты. С годами наряженные елки становились традицией, украшения усложнялись и совершенствовались, на елку стали вешать искусственные игрушки, а также сладости и орехи.

Согласно одной из версий, первые привычные нам стеклянные елочные игрушки появились в Саксонии еще в XVI веке, то есть даже раньше первого документированного рождественского дерева. По другой, более правдоподобной версии, появление игрушек связано с неурожаем яблок в Германии в 1848 году. Именно в этом году стеклодувы из местечка Лауша в Тюрингии создали искусственные стеклянные «яблоки», которые впоследствии успешно были проданы и положили начало регулярному производству елочных игрушек.

Другая традиция – украшать елку огнями – началась с восковых свечей, что было крайне непрактично и пожароопасно, однако люди шли на риск ради следования традиции естественности украшений.

В Российской империи производство елочных игрушек было незначительно, но они массово поставлялись к праздникам из Европы, большей частью из Германии. Первым производством украшений стал заниматься стеклодувный завод в Клину. Во времена Революции рождественская елка подвергалась гонениям в связи с религиозной подоплекой этой традиции.

В 1929 году вышел официальный запрет на праздник и устройство елки. Однако граждане не изменили традиции – они тайно украшали елки и делали игрушки сами. Именно к этому периоду принято относить самые редкие коллекционные советские елочные украшения. Лишь в канун 1935 года ситуация начала проясняться, когда П.П.Постышев предложил в «Правде» вернуть праздник советским детям. Само собой, речь шла не о Рождестве, но о праздновании Нового года.

Все традиции тщательно шлифовались в соответствии с жесткой советской идеологией и очищались от какого-либо религиозного оттенка. Это отразилось и на возобновленном в стране производстве елочных игрушек. В итоге изменения претерпела звезда на вершине елки – на смену Вифлеемской пришла пятиконечная красная звезда, символ Красной армии, а также просто декоративные навершия, так называемые «пики»; место шаров и ангелов заняли всевозможные фигурки людей и животных, фруктов и овощей. Такое разнообразие форм было существенным отличием от европейской традиции украшения елки, где игрушки могли быть разноцветными, но преимущественно единой формы.

Также изготавливали различные фигурки из стекла. Появились украшения из стекляруса, соединенного медной или стальной проволокой. Так монтировали игрушки геометрической формы — звезды, абстрактные конструкции, даже самолеты.

До середины пятидесятых делали ватные игрушки. Многие из сохранившихся до сегодняшнего времени образцов были выпущены в Москве, где работали две фабрики, точнее артели – это «Художественная игрушка» и артель «Все для ребенка». Их изготавливали из прессованного хлопка, которому придавали нужную форму.

После войны СССР стал закупать в ГДР наборы елочных украшений, в которые входили: навершие, 16 разноцветных шаров и 5 украшений другой формы. Варианты последних менялись каждый год вместе с раскраской шаров. Эти наборы были в СССР дефицитом и одной из самых желанных покупок на новогоднем базаре, несмотря на довольно высокую по тем временам стоимость (ок. 9 рублей).

В 50-х появились наборы игрушек-«малюток». Этими миниатюрными игрушечками можно было украсить игрушечную елочку, создав себе уют на журнальном или рабочем столе. Игрушки были изготовлены из стекла, пластмассы, бумаги. «Модели» разнообразные – огурцы с лимонами, снеговики с мишками и даже миниатюрные стеклярусные бусы.

В 50-60 годы в моду вошли игрушки на сельскохозяйственную тему: хлеб, помидоры, морковки, снопы пшеницы и прочие продукты. Особой популярностью пользовались початки кукурузы. «Царица полей» – это единственная игрушка, которая бессменно выпускалась на подмосковной фабрике «Елочка» и в советские годы, и в конце 90-х.

В конце пятидесятых годов, когда на экраны кинотеатров вышел фильм Э. Рязанова «Карнавальная ночь», появились елочные игрушки-часы, на которых всегда было без пяти двенадцать.

В современной России ассортимент елочных игрушек почти одинаков с европейским, потому как производятся они преимущественно на предприятиях Китая.

Сегодня новогодняя игрушка – это не только праздничное украшение елки, но и предмет гордости коллекционеров, также появилась традиция преподносить необычные и дорогие елочные шары в качестве новогоднего подарка на Новый год.


По материалам сайта: https://xn----ftbdbpckhfu5a9k0b.xn--p1ai/ulichnye-iskusstvennye-elki/istoriya-elochnoj-igrushki/

Дата добавления 30.12.2021  Просмотров 375

В атмосферу предновогодней суеты и традиций праздника времён СССР можно окунуться в МБУК Старощербиновский музей, где пройдет выставка «Новый год по-советски». Каждый, кто побывает на выставке, совершит путешествие в 50–90-е годы прошлого века, погрузится в представленную атмосферу - квартиру рядового советского гражданина.

Праздник не был бы праздником без мандаринов, советского шампанского, хрустальных ваз в серванте, елочных игрушек, Деда Мороза, гирлянд, поздравительных открыток, праздничных нарядов и многого другого. А фотозона поможет запечатлеть эти моменты и создаст праздничное настроение.

Дата добавления 18.12.2021  Просмотров 702

День Конституции — один из значимых государственных праздников России, он отмечается в нашей стране ежегодно 12 декабря. В этот день в 1993 году всенародным голосованием в нашей стране была принята Конституция Российской Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года.

С 1994 года, согласно Указам Президента России («О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря») день 12 декабря был объявлен государственным праздником. Конституция — основной закон государства — является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.

Со времени первого принятия Конституции в документ был внесён ряд поправок, из которых одними из последних являются положения о том, что «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ранее — на 4 года) и о том, что «Государственная Дума избирается сроком на пять лет» (ранее — на 4 года) (Закон РФ о поправке к Конституции РФ № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 года). В конце 1990-х годов российская Конституция пережила, по меньшей мере, два политических кризиса, из которых вышла с честью и достоинством. Ей предшествовали принятая в 1918 году конституция РСФСР и первая Конституция СССР, принятая в 1924 году и закрепившая победу социализма на советском пространстве. Затем на смену пришли Конституция 1936 года и, так называемая, «брежневская» Конституция 1977 года, действовавшая до распада Советского Союза. «Экземпляр номер один» Конституции России «Экземпляр номер один» Конституции России Российская Конституция — прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны — Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов — норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения её качества.

Переплёт из тончайшей кожи красного цвета, накладной серебряный герб России и тиснёная золотом надпись «Конституция Российской Федерации» — так выглядит «экземпляр номер один» основного закона страны. Так называемое инаугурационное издание Конституции РФ хранится в библиотеке главы государства в Кремле.

В течение десяти с лишним лет 12 декабря являлся официальным выходным. Однако, в декабре 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. Закон предусматривает отмену выходного дня в День Конституции, а сам праздник причислен к памятным датам России. Несмотря на это, в этот день по всей стране проходят различные мероприятия, посвящённые данной памятной дате в честь главного закона страны. Особенно много мероприятий проходит в образовательных и культурных учреждениях российских городов — это уроки правоведения, «круглые столы», тематические презентации и выставки, праздничные концерты, массовые акции, митинги, флешмобы.

Дата добавления 12.12.2021  Просмотров 490

« 1 2 3 4 ... 8 9 »