 | Старощербиновский музей 07.12.2024 | Читать |
Государственный Эрмитаж входит в десятку самых посещаемых и крупнейших художественных музеев мира.
Картинная галерея Императорского Эрмитажа возникла в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того, как ей были переданы из Берлина 317 ценных картин (по расхожим слухам их было лишь 225) общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи коммерсанта Иоганна Эрнеста Гоцковского (1710—1775), в счёт его долга, возникшего из-за неудачной попытки поставки зерна в русскую армию, при участии князя Владимира Сергеевича Долгорукова.
Поначалу большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца (ныне Малый Эрмитаж). Впоследствии апартаменты получили название «Эрмитаж», которое было позаимствовано из французского, где слово ermitage означает «приют отшельника»; во времена Екатерины этот дворец, где императрица начала собирать предметы искусства, был действительно местом уединенным.
Очень большое значение для Эрмитажа имела в 1772 году покупка Екатериной при посредничестве князя Д. А. Голицына в Париже коллекции живописи барона Пьера Кроза — самой замечательной в Париже того времени после галереи герцогов Орлеанских. Это собрание, включавшее около 400 первоклассных полотен, во многом предопределило «лицо» картинной галереи.
Импульсом к развитию графического собрания послужило приобретение в 1768 году более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, в которой находился «Портрет неизвестного» работы Жана Фуке. Из-за недостатка (малого размера) первоначального помещения архитектором Фельтеном в 1771—1787 годах строится здание Большого Эрмитажа.
В 1787 году в Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рёнтгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины 1796 года перечисляются 3996 картин.
В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже.
До середины XIX века Эрмитаж полностью соответствовал своему названию, поскольку посещать музей могли лишь избранные. Так, А. С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. А. Жуковского, служившего наставником у сына императора. Эрмитаж был открыт для публики при императоре Николае I 5 (17) февраля 1852 года в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 году посещаемость музея достигла 50 000 человек в год.
Огромный вклад в изучение и каталогизацию коллекции картинной галереи Императорского Эрмитажа, проработав хранителем картин и рисунков, а затем и старшим хранителем Эрмитажа в общей сложности 22 года, внёс Андрей Иванович Сомов. 230 тысяч квадратных метров, более трех миллионов произведений искусства и памятников культуры, несколько корпусов — всё это Эрмитаж. Обойти его выставки за одно посещение невозможно, 24 км – длина дистанции, которую Вам придется преодолеть, чтобы посетить все 350 залов музея.
К 260-летию со дня основания одного из крупнейших музеев мира, предлагаем вашему вниманию самые красивые залы Эрмитажа.
Публикуется по материалам из свободных источников.

Просмотров 387
|
Показать полностью
 | Старощербиновский музей 04.12.2024 | Читать |
День Неизвестного солдата отмечается в России 3 декабря. Дата приурочена к историческому событию, которое произошло 3 декабря 1966 года. Тогда прах неизвестного солдата из братской могилы на 40-м километре Ленинградского шоссе перенесли и торжественно перезахоронили в Александровском саду у стен московского Кремля.
В этот день в музее прошло мероприятие для учащихся школ "Без знаков отличия". Ребята смогли подробнее узнать об истории праздника, о мемориале в честь неизвестного солдата в Москве и других городах России.
#КубаньПомнит23 #ДеньНеизвестногоСолдата

Просмотров 322
|
Показать полностью
 | Старощербиновский музей 03.12.2024 | Читать |
«..У меня уже накопилось два места, где можно снять прекрасную натуру: Владимир и Юрьевец…»
А.А. Тарковский. «Мартиролог: дневники, 1970–1986» (С.102-103)
На берегу Волги стоит один из многих древнерусских городов, хранящий память о своём многовековом прошлом. Юрьевец.
В 2025 году этот русский город готовится отметить свой 800 летний юбилей и мы продолжаем вас знакомить с циклом публикаций, посвященных юбилею Юрьевца и его почетным жителям.
Одним из них был советский режиссёр, сценарист; народный артист РСФСР Андрей Тарковский, чье детство, вместе с матерью и младшей сестрой прошло в Юрьевце.
Снимающий вечность
Режиссер Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в Ивановской области в семье известного русского поэта Арсения Тарковского. Ему предстояло стать одним из самых необычных советских режиссеров и любимцем интеллигенции.
Да, фильмы Тарковского аллегоричны и таят в себе скрытые смыслы. Режиссер любит запутывать зрителя, поэтому он ведет свое повествование неспешно и нелинейно, вводит алогичные детали, из-за которых у зрителя возникает ощущение ирреальности.
Тарковский буквально гипнотизирует смотрящего: камера движется очень медленно, из-за чего представляется возможным сперва рассмотреть детали, а затем попытаться осмыслить их. Режиссер был убежден, что кинематограф работает со временем. Длинные планы Тарковского, в которых будто бы ничего не происходит, — это и есть то самое запечатленное время, фиксация момента.
В «Жертвоприношении» первую склейку зритель заметит лишь на 15-й минуте, а первый крупный план — на 22-й. Так режиссер намекает, что приближаться к зрителю он не намерен. Тарковский требует интеллектуальной работы, ведь только в таком случае его кино затянет вас подобно воронке.
Начать знакомство с творчеством Тарковского следует с фильма "Солярис". Сам режиссер не любил развлекательный жанр, но именно в работе над этим фильмом он как можно ближе подходит к жанровому кино. Но фантастический сюжет становится лишь поводом для знакомства с человеческой природой. Композитор Э. Артемьев, работавший над "шумовой партитурой" для "Соляриса", вспоминал, что Тарковский желал снять картину, "равную зрительскому времени; причем так себя ограничить, чтобы, снимая овраг, спуск к реке, траву, ребенка, передать ощущение космического..."
В "Сталкере" режиссер снова общается со зрителем загадками, в картине присутствует множество философских и религиозных отсылок. Сталкер говорит: «… в Зоне вообще прямой путь не самый короткий», «здесь не бывает прямых», «еще никто здесь той же дорогой не возвращался». Эти слова следует воспринимать как духовное движение. Тарковский часто использует и художественно-изобразительные средства: например, цветовое решение “Сталкера” интересно тем, что при изображении “зоны” – опасного, места, где можно исполнить свое самое сокровенное желание – используется доминирующий яркий цвет. В то время как реальный мир лишен всяких цвета - он сер и пуст.
Наиболее сложным для восприятия и осмысления является "Зеркало", ведь в этот раз Тарковский специально запутывает зрителя: на протяжении 2 часов фильм пытается воспроизвести работу памяти. Именно после "Зеркала" Тарковского поставили в один ряд с Бергманом и Феллини. Особое внимание режиссер уделяет образу Дома - это основа его картины мира. Бревенчатый дом в «Зеркале» похож на сруб в селе Завражье, где в военные года проживал режиссер вместе с матерью и сестрой. Комплексный образ ностальгии по дому мы можем встретить и в "Солярисе". Деревянный дом, окутанный туманом, снится Горчакову в «Ностальгии». Сжечь дом решает Александр, герой "Жертвоприношения", ведь такова самая большая жертва, по мнению героя, которую возможно принести Богу, чтобы тот не допустил ядерной войны.
Практически в каждом фильме присутствует вода – живая материя. В “Ивановом детстве” вода является проводником 12-летнего Ивана из мира войны в довоенный мир детства. Вода имеет семиотическое значение и в "Солярисе" - в этой картине водная стихия воплощается в разумном Океане далекой планеты.
Но в фильмах Тарковского присутствуют и зловещие символы - например, метафорой "Иванова детства" является ствол-обрубок, символизирующий душу Ивана, опаленную и искалеченную войной.
Особое место в творчестве режиссера занимают библейские отсылки. Например, яблоко (библейский плод, в котором есть нечто вечное, неизведанное) впервые появляется в дипломной работе Тарковского "Каток и скрипка", где мальчик отдает яблоко девочке из музыкальной школы. Нельзя не упомянуть и хрестоматийный кадр из фильма "Иванова детства", в котором лошади подъедают рассыпавшиеся яблоки.
К библейским отсылкам можно и отнести и повсеместно встречающийся образ храма: в «Ивановом детстве» зритель видит руины разрушенной церкви, в «Ностальгии» - европейский храм с высокими сводами. Строительство, осквернение и возрождение храма — несущая сюжетная конструкция «Андрея Рублева».
И даже в фантастическом «Солярисе» Крис Кельвин привозит на станцию репродукцию рублевской «Троицы», а его коллега Гибарян — изображение армянской святыни Эчмиадзина.
«Жертвоприношение» - последний фильм Тарковского, который стал логическим завершением всей его жизни. В его основе — известный евангельский сюжет о засохшей смоковнице. Своеобразным творческим завещанием можно считать этот фильм и с него точно не следует начинать знакомство с Тарковским. В противном случае картина мира режиссера не будет воспринята в полной мере. Говоря о последних фильмах, Тарковский пишет об отсутствии внешнего движения, интриги, событий:
"Меня интересует человек, в котором заключена Вселенная, — а для того, чтобы выразить идею, смысл человеческой жизни, вовсе не обязательно подстраивать под эту идею некую событийную канву… Я выбрасывал из сценария все, чтобы свести до минимума внешние эффекты… "
Фильм повествует о профессорской семье, которая живет в уединенном живописном уголке Швеции. У главного героя день рождения, но этот день может стать последним, так как именно сегодня началась третья Мировая Война. Что может сделать он, чтобы остановить неминуемую гибель всех, кого он знает и любит, кроме как принести себя в жертву, для будущего. Будущее. В конце концов, потеря будущего — не такая уж великая потеря. Просто наше будущее слилось с настоящим, враз обесценив любые модели фантастов. Ведь в мире глобальной катастрофы, где во мгновение ока гибнут и рушатся империи, где бушуют вырвавшиеся на свободу стихии, где поколеблены самые физические законы, незыблемыми остаются только законы духовные. И всё может мгновенно измениться, откликнувшись на движение твоего сердца. Образ героя-искателя воплотился в сложной фигуре философа и писателя Александра. Чтобы спасти человечество от ядерной катастрофы, он приносит в жертву свой дом и свой разум. «Посвящается фильм моему сыну Андрюше, с надеждой и верой», — написал Тарковский в последнем кадре этой кинематографической поэмы, насыщенной ссылками на творения человеческой мысли (Шекспир, Чехов, Леонардо да Винчи).
Тарковский соблюдает греческий канон единства: времени, пространства и места действия, но чем дальше, тем аскетичнее - таков вектор режиссера.
«Во всех картинах, которые я делал, мне всегда была очень важна тема корней, связей с отчим домом, с детством, с отечеством, с Землей. Для меня чрезвычайное значение имеют русские культурные традиции, идущие от Достоевского, по сути не имеющие развития во всей полноте в современной России».
А. Тарковский. Запечатленное время.
«Меня уже много лет мучает уверенность, что самые невероятные открытия ждут человека в сфере Времени. Мы меньше всего знаем о времени. Уверен, что Время обратимо. Непрямолинейно, во всяком случае».
А. Тарковский. Мартиролог.
По материалам сайта: https://dzen.ru/a/ZY1XBr_25nM2nqfC

Просмотров 360
|
Показать полностью
 | Старощербиновский музей 05.11.2024 | Читать |
Просмотров 378
|
Показать полностью
 | Старощербиновский музей 04.10.2024 | Читать |
Приобщаемся к прекрасному вместе с музеем!
Приглашаем всех желающих посетить открытие выставки.
#культурнаяжизнь
Просмотров 438
|
Показать полностью
 | Старощербиновский музей 13.09.2024 | Читать |
Краснодарскому краю в 2024 году 13 сентября исполняется 87 лет. Почему только 87? А что было здесь, пока края не существовало? Предлагаем краткий исторический экскурс.
Рожденный развитием — что празднуем 13 сентября?
История нашего региона, безусловно, не исчерпывается историей Краснодарского края. Но так сложилось, что в современных границах и с сегодняшним названием регион появился именно 13 сентября 1937 года, когда постановлением ЦИК СССР разделили огромный Азово-Черноморский край на Краснодарский край и Ростовскую область.
Вообще в сентябре 1937 года «родился» целый ряд нынешних регионов России. В том числе Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Орловская, Вологодская, Архангельская, Новосибирская области и Алтайский край. Такой повсеместный пересмотр административного деления страны стал следствием экономических изменений 20 – 30 годов прошлого столетия в СССР. После революции регионы неоднократно меняли свои очертания. Новая власть их то объединяла, то разделяла. Делалось это не от хорошей жизни.
Сперва, после Гражданской войны, советская власть взяла курс на укрупнение регионов. Бывшие царские губернии по несколько штук сливали в новые края и области. Так на юге из исторических территорий Кубанского и Донского казачьих войск, а также Черноморской губернии к началу тридцатых был создан Азово-Черноморский край.
Причина укрупнения была проста. После гражданской в стране не хватало буквально всего. Учет и контроль любых ресурсов и средств обретал для экономики решающее значение. Только сильная власть на местах могла обеспечить развитие. Но сильные управленцы в стране тоже были дефицитом. Желающих покомандовать после гражданской хватало, но реально способных без махания шашкой возглавить регионы найти было непросто. Проще было эти регионы укрупнить, поставив на несколько бывших губерний одного крепкого хозяйственника, и так добиться эффективного управления.
Но к середине 30-х ситуация изменилась. Индустриализация ускорила развитие регионов. Увеличилось количество предприятий, появились новые хозяйственные отрасли, умножились экономические связи, усложнились задачи региональных властей. Стало ясно, что управленческая модель, еще вчера работавшая в укрупненных регионах, опять дает сбои.
И советская власть, успевшая за десять мирных лет вырастить относительно массовый отряд молодых руководителей, отказывается от политики укрупнения регионов в пользу их дробления. Уже в 1934 году из состава Восточно-Сибирского края был выделен Красноярский край, а из Горьковского края — Кировский край, Средне-Волжский край был разделен на Средне-Волжский край и Оренбургскую область.
Процесс дробления регионов ради повышения качества управления распространился на весь СССР, продолжался до самой войны, а завершился лишь после нее.
В 1937 году, как уже было сказано, разделили Азово-Черноморский край на Ростовскую область и Краснодарский край, в состав которого включили Адыгейскую автономную область.
Границы вновь созданных регионов во многом совпали с границами, существовавшими еще при царе. Так Краснодарский край вобрал в себя территории дореволюционных Кубанской области и Черноморской губернии. Впрочем, полного совпадения не было — на востоке край прирос несколькими районами Ставрополья.
Именно в этих границах Краснодарский край существует до сегодняшнего дня. Только Адыгейская автономная область с 1991 года обрела статус самостоятельного субъекта Российской Федерации — Республики Адыгея.
Слои русской истории
87 лет сегодня насчитывает история Краснодарского края, но история Кубани, как части русской земли, куда продолжительнее. Если говорить образно, она напоминает луковицу (или кочан капусты), где за каждым слоем открывается новый.
Так, земли северного Прикубанья впервые отошли Российской империи в 1783 году после ликвидации вассального Турции Крымского ханства.
Для защиты этих земель в 1793-1794 годах по решению императрицы Екатерины II в регион были переселены казаки-черноморцы (бывшие запорожцы), которым «Кубань, Тамань и Фанагорию» пожаловали в вечное пользование. Территория официально получила статус «Земли Черноморского казачьего войска». Непосредственное участие в формировании региона и пограничной линии принимали Григорий Александрович Потемкин и Александр Васильевич Суворов.
Если заглянуть в историю региона еще на один «слой» глубже, то на три четверти века раньше, в 1708 году мы обнаружим еще одно казачье заселение Кубани. В отличие от заселения 1793 года — антиправительственное.
Тогда, после поражения Булавинского восстания, часть взбунтовавшихся донских казаков во главе с атаманом Игнатом Некрасой (по другим записям — Некрасовым) переселилась на Кубань. Как говорили тогда, бежали от русского царя под руку крымского хана.
По противоречивым и трудно проверяемым данным, с Некрасой сюда переселились примерно 500-600 казачьих семей — от 2 до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Они объединились с ушедшими раньше на Кубань казаками-старообрядцами и образовали первое казачье войско на Кубани, которое приняло… подданство крымских ханов. Казаков этого войска называли некрасовцами.
Некрасовцы сперва поселились на Средней Кубани у современной станицы Некрасовской. Затем переселились на Тамань и основали три городка: Блудиловский, Голубинский и Чирянский.
Некрасовцы совершали постоянные набеги на приграничные русские земли. С ними сперва воевали, потом, после смерти Игната Некрасы, предлагали вернуться на родину обещая амнистию, но они отказались. Тогда карательные экспедиции против некрасовцев продолжились, и в конце концов (уже при заселении Кубани казаками-черноморцами) последние некрасовцы ушли еще дальше — на подконтрольные турецким султанам земли Бессарабии и Болгарии.
Но и некрасовцы — не самый глубокий русский «слой» в истории Кубани.
В X-XI веках территории от Восточного Крыма до предгорий Кавказа входили в русское Тмутараканское княжество. Центром его был город Тмутаракань, на месте современной станицы Тамань. Княжество существовало полтора века и было вассально зависимо от киевских князей.
К середине XI столетия княжество отрезали от других русских земель усилившиеся в степях половецкие ханы, а территории перешли под контроль Византии. Русское население продолжало жить в этих местах еще почти столетие. Лишь после 1224 года и битвы на Калке эти земли были разделены между ордынскими ханами (степи) и генуэзцами (приморские фактории), а русское население покинуло их, либо ассимилировалось.
Имперские перемены и постреволюционная административная чехарда
В составе Российской империи наш регион неоднократно менял как географические очертания, так и названия.
В 1860 году земли Черноморского казачьего войска были объединены с территориями Кавказского линейного казачьего войска в Кубанскую область.
В новый регион вошла почти вся территория современных Кубани и Адыгеи, значительная часть современной Карачаево-Черкесии, юго-запад и запад Ставрополья и юг Егорлыкского района Ростовской области.
Основной причиной создания области было упорядочивание и упрощение административного контроля территорий, поле того, как в регионе в основном были завершены военные действия. По данным 1882 года, население области составляло 1,5 миллиона человек. 47,3% из них — представители казачества.
Кубанская область просуществовала до 1918 года, но в 1896 году из ее состава был выделен состоящий из земель прибрежной зоны Черноморский округ. Его преобразовали в Черноморскую губернию с центром в Новороссийске.
С начала революционных потрясений на Кубани пошла административная чехарда. Юг России стал одним из театров боевых действий. Регион переходил то к белым, то к большевикам. Власть постоянно менялась. Вместе с этим менялся состав территорий и название региона:
— 28 января 1918 года – Кубанская народная республика;
— 16 февраля 1918 года – Самостоятельная Кубанская Народная Республика;
— 28 мая 1918 года – Кубано-Черноморская Советская Республика;
— 7 июля 1918 года – Северо-Кавказская Советская Республика;
— май 1920 года – Кубано-Черноморская область в составе Северо-Кавказского края;
— 10 января 1934 года – Азово-Черноморский край (Кубань и Ростовская область) со столицей в Ростове-на-Дону;
— 13 сентября 1937 года — постановлением ЦИК СССР Азово-Черноморский край был разделен на Краснодарский край с центром в Краснодаре и Ростовскую область с центром в Ростове-на-Дону.
Так 13 сентября 1937 года закончилась эпоха переименований и административно-территориальных делений Кубани, и на карте России появился Краснодарский край.
Автор материала: Святослав Касавченко
Фото Олеси Кравцовой, Евгения Резника, Николая Хижняка
https://kuban24.tv/item/den-krasnodarskogo-kraya-chto-prazdnuet-region-13-sentyabrya

Просмотров 591
|
Показать полностью
 | Старощербиновский музей 05.09.2024 | Читать |
Просмотров 522
|
Показать полностью
 | Старощербиновский музей 29.08.2024 | Читать |
День в истории. 29 августа 1944 г.
29 августа исполняется 80 лет со дня завершения одной из крупнейших стратегических операций Великой Отечественной войны – операции «Багратион».
К июню 1944 года Красная армия почти полностью освободила Украину. Сдержать её дальнейшее продвижение немцам удалось к весне и только за счёт резервов, переброшенных с запада. Продвижение советских войск замедлилось, и Ставка Верховного главнокомандования приняла решение – изменить направление главного удара в летнюю кампанию.
Было решено ликвидировать так называемый Белорусский балкон, нависавший над освобождёнными районами Украины. Однако в Белоруссии немецкие войска Группы армии «Центр» создали прочную оборону. Снести «балкон» зимой 1943-1944 годов Красной армии не удалось, и немцы особо не ожидали, что советские войска повторят такие попытки. Их лучшие танковые и авиационные соединения находились гораздо южнее.
Чтобы убедить командование вермахта в правильности их заблуждений, советские войска, противостоявшие Группе армии «Центр», изображали подготовку к обороне. Было создано целых три рубежа глубиной 40 км, населённые пункты готовились к круговой обороне, в подразделениях раздали памятки по оборонительной тематике. Все делалось так, чтобы информация об этом стала известна противнику.
Для имитации активности, южнее, на правом крыле 3-го Украинского фронта, была создана ложная группировка из девяти стрелковых дивизий, усиленных танками и артиллерией, постоянно маневрировавшая. Её там серьезно «усилили» макетами танков и орудий, и всё это прикрывалось авиацией.
А севернее, в войсках 1-го, 2-го и 3-го Белорусских фронтов, соблюдали строгий режим радиомолчания, серьезные меры маскировки и секретности. Сталин даже союзникам не сообщил, где точно будет нанесён главный удар. Тем временем перед «Белорусским балконом» возводились ложные укрепрайоны, ненастоящие переправы, прокладывались на виду у врага дороги, отвлекавшие его внимание от направления ударов. Сапёры по ночам выкручивали взрыватели у вражеских мин, а не снимали их, как это бывало перед наступлением. Рекогносцировку местности советские генералы проводили, переодевшись в обмундирование младших, а танкисты облачались в пехотную униформу.
В результате операции "Багратион" была полностью освобождена территория Белоруссии, часть Прибалтики, восточная часть Польши, практически полностью разгромлена немецкая группа армий "Центр". За 68 суток была разгромлена мощнейшая группировка вермахта. Это стало возможным благодаря беспримерному мужеству, героизму решимости и самопожертвованию сотен тысяч советских воинов, многие из которых пали смертью храбрых на белорусской земле во имя Победы над врагом.

Просмотров 490
|
Показать полностью
 | Старощербиновский музей 23.07.2024 | Читать |
История одного экспоната. «Скрыня»
Ведь сотлеют в сундуках платья цветные,
Потускнеют в скрыне камни самоцветные,
Забусеет в ларце скатнóй жемчýг.
Мельников-Печерский П. И., В лесах, 1874
Сундýк (тюрк. сандык; укр. скрыня) — изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. В настоящее время сундук, как предмет обихода, можно увидеть в казахских аулах, русских и восточноевропейских деревнях, а также в различных музеях.
Древнейшие из сохранившихся сундуков были изготовлены в Древнем Египте. Позже, в Древней Греции, употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции. В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья. Применялись они и в средневековом Китае. В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели.
Благодаря консервативной и практичной народной культуре сохранились до наших дней типы сундуков древних архаичных конструкций.
Владимир Иванович Даль в своём словаре называл сундуки и коробьи «коренной русской утварью» и замечал, что макарьевские сундучники снабжали своим товаром всю Россию, Закавказье, Хиву и Бухару, причём они до шести сундуков вставляли один в другой.
Сундук (укр. скрыня) считался семейной реликвией. В селянских семьях у каждой девушки с 15 лет была собственная скрыня, куда складывалось приданое: вышитые руками молодой рушники, полотенца, подзоры, подушки, а также же занавески, накидки, сарафаны, юбки, кофты. Подарки, домашнюю утварь и многое другое «на новую жизнь» складывали туда же. Скрыня служила показателем зажиточности рода, из которого она происходила. Торжественный внос скрыни невесты в дом жениха был отдельным действием свадебного обряда.
Изготавливались скрыни чаще всего из дерева, отделывались декоративными металлическими деталями, обивались железом, покрывались краской, расписывались растительным орнаментом: цветами разных форм. Достаточные (зажиточные) предпочитали покупать скрыню не простой работы, а с более дорогой и изящной отделкой: инкрустацией, ажурной металлической обивкой, литыми деталями, музыкальными замочками и тонкой росписью в классическом стиле.
Для предотвращения кражи хранившихся в них ценностей имели запорные устройства: в дорогих сундуках в виде встроенного замка или секретного механизма, предотвращающего отпирание, а в дешёвых в виде навесного замка.
Любимыми мотивами росписи кубанской скрыни во второй половине XIX - начале XX вв. были растительные: цветочки, веточки, листики, букеты, так называемые мотивы «вазона», иногда дополненные полосками и горошинами. Растительные формы орнамента росписи передавались с большей степенью реалистичности и умением создавать изображение оттенками цвета, в распластанном виде, сбоку.
Сундуки кубанских мастеров пользовались спросом среди «почтенных соседей» казаков - черкесов. Существовали и специальные казацкие «воинские» сундуки - «рундуки» - небольшие, окованные железом, нередко с надписями в виде фамилии и имени владельца.
К специфическим разновидностям сундуков можно отнести теремóк и подголóвник. Сундук-теремок получил своё название от надстройки над богатым домом — терема — и, подобно ему, имел на крышке главного своего отделения ещё одно, меньшего размера вместилище со своей особой крышкой, в которое помещались наиболее ценные предметы. Сундук-подголовник был небольших размеров, крышку имел состоящую из двух плоскостей: горизонтальной, прикрывавшей заднее отделение сундучка, и наклонной, над передним отделением, на которую клали подушку. Владелец такого сундука мог не бояться, что у него выкрадут самые ценные его вещи, когда он будет спать.
В то время как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ларь, по форме своей схожий с сундуком, но сделанный более просто, грубо и не имевший украшений. В нём хранили зерно, муку, а на базаре использовали для продажи съестного.
До появления пильных мельниц в конце XVIII века и связанного с этим удешевления пиломатериалов сундук, будучи дорогостоящим предметом, был принадлежностью богатого дома, а у простых людей на Руси его заменяла коробья́ — стенки у неё были из луба, а донце деревянное, имелась крышка. Коробьи были разных размеров, могли быть с росписью и не расписанными — «белыми».
Информация взята из открытых источников.

Просмотров 708
|
Показать полностью
 | Старощербиновский музей 28.06.2024 | Читать |
Страна волшебника Роу
На берегу Волги стоит один из многих древнерусских городов, хранящий память о своём многовековом прошлом. Юрьевец. Сегодня это районный центр Ивановской области, расположенный в 168 км к северо-востоку от Иванова. А прежде — средневековый город-крепость, который в течение пяти веков защищал северо-восточные границы Руси.
В 2025 году этот русский город готовится отметить свой 800 летний юбилей. Но не только своей славной историей памятен Юрьевец, из его колыбели вышли знаменитые ученые, художники, деятели культуры и искусства. Одним из них был советский кинорежиссер, народный артист РСФСР, замечательный человек - Александр Артурович Роу.
Великий советский сказочник Александр Роу —более точно охарактеризовать режиссера, пожалуй, невозможно. Творческая биография талантливого кинематографиста отдана воплощению волшебных сюжетов. Добрые, светлые русские сказки по сей день любимы детьми и вызывают теплую ностальгию у родителей.
Дед Томас Говард Роу был владельцем мукомольного предприятия в Уэксфорде, Ирландия. У него было два сына — Чарльз и Артур. Артур Роу –приехал в Юрьевец в 1905 году по вызову купца А. Веснина. Работал он на винокуренно-дрожжевом заводе в должности инженера-технолога. Там он встретил будущую жену — гречанку Юлию Карагеоргий.
А 8 марта 1906 года в семье Роу родился мальчик, и назвали его Александром. На родине предков отца в Ирландии Александр был всего раз — в 1909 году.
Примерно в 1918 году глава семейства неожиданно оставил тяжело болеющую избранницу и сына в России, а сам покинул страну, и обратно уроженец Ирландии так и не вернулся.
Оставшемуся без отца Александру пришлось несладко. Мальчик вынужден был зарабатывать на пропитание и поддержку мамы. Позже семья перебралась в Сергиев Посад, где будущий режиссер окончил школу.
После семилетки Александр поступил в экономический техникум, а в свободное время занимался в кружке художественной самодеятельности. Однажды, юный Роу оказался в театре «Синяя блуза» и влюбился в сцену.
Уже с начала 30-х Роу трудился на студии «Межрабпомфильм». В молодости кинематографисту несказанно повезло стать ассистентом Якова Протазанова. По воспоминаниям современников, Протазанов делился бесценным опытом с молодым преемником. Александр, в свою очередь, проявлял на площадке чудеса дипломатии и организаторского мастерства. Создавалось впечатление, что он способен уладить любой конфликт и договориться с самыми упрямыми членами коллектива. С 1937 года Роу стал режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже переименованной в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького).
Первым самостоятельным фильмом в биографии режиссера стала экранизация сказки «По щучьему веленью» в 1938 году. Для своего времени технические моменты волшебного сюжета, воплощенные на экране, оказались новаторскими. Самоходная печь, гуси, шагающие задом наперед, покорили сердца не только маленьких зрителей, но и взрослых кинолюбителей.
Александр Артурович перенес чудеса выдуманного мира на киноэкраны. Роли исполняли не куклы, а живые актеры. Задействовали в работе и животных, даже щуку для своего первого фильма режиссер взял настоящую и ухитрился заставить ее «говорить».
Кинематографист слыл настоящим выдумщиком. Чего стоит устрашающая фигура Змея Горыныча в следующей сказке Роу «Василиса Прекрасная». Управлялось чудище двадцатью техниками. Даже лошади на площадке боялись Змея, который выглядел удивительно реалистично.
«Морозко» 1964 года, несомненно, лучшая и выдающаяся работа Александра Артуровича, получившая признание на мировом уровне. Картина удостоена награды кинофестиваля в Венеции. До сих пор добрая история любима детьми и взрослыми.
Но и до этого в фильмографии Роу хватало киношедевров. В 1941 году на суд зрителей был представлен «Конек-Горбунок» по мотивам произведения Петра Ершова. Это первая советская сказка, снятая в цвете, еще и по отечественной технологии. Далее вышел «Кащей Бессмертный».
В биографии Александра Артуровича случались и простои в работе. Послевоенные годы диктовали необходимость колоссальных затрат на восстановление разрушенной страны. Власти было не до киноискусства и тем более не до сказок. Финансирование отсутствовало. Почти 10 лет новых волшебных картин от режиссера не выходило.
Со временем советский сказочник вернулся к любимому делу. Фильмография Роу пополнилась новыми волшебными историями на радость детям и их родителям. Представленная в 1952 году «Майская ночь, или Утопленница» считается первой в СССР стереоскопической лентой.
После этого Александр Артурович порадовал зрителей и другими фильмами, снятыми на основе русских сказок и произведений классиков, таких как «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Марья-искусница».
Последняя из вышедших при жизни мастера лент — киносказка «Золотые рога». В ней в кадре снова появился Милляр, повторивший две свои заметные роли — Бабы-яги и Кащея. Снялась в проекте и Анастасия Зуева, которую зрители запомнили, как обаятельную рассказчицу из сказок Роу.
На закате жизни Роу задумал снять картину по пьесе Николая Шестакова «Финист — Ясный сокол». Но, начав усердную работу над сценарием, сказочник не смог воплотить идею из-за настигшей болезни. 28 декабря 1973 года Александр Артурович скончался в больнице, причина смерти — ослабленное здоровье. Могила расположена в Москве, на Бабушкинском кладбище.
Уже после ухода мастера Геннадий Васильев на основании набросков поставил последнюю сказку волшебника кинематографа.
В 2016 году в Юрьевце был открыт музей — Дом сказки имени великого кинематографиста. В нем представлены как памятные фото, так и игрушки по мотивам фильмов.
Публикация подготовлена по материалам Катерины Новицкой.

Просмотров 677
|
Показать полностью
| |