| Старощербиновский музей 01.06.2024 | Читать |
1 июня отмечается День символов Краснодарского края: герба, флага и гимна
День символов Краснодарского края ежегодно отмечается 1 июня. Закон «О символах Краснодарского края» был принят 5 мая 1995 года. Он восстановил историческую символику Кубани — герб, флаг и гимн.
Так сложилась история Кубани, судьба ее народов, что после 1917 года и последующих событий на протяжении долгого времени у нее не было собственной официальной символики.
К вопросу о символах Краснодарского края в регионе вернулись только в середине 90-х годов прошлого века. В результате работы специалистов архивного отдела администрации края, государственного архива Краснодарского края, Краснодарского музея-заповедника были предложены варианты государственного герба и флага Кубани. Позже был принят закон об их утверждении.
Герб, по сведениям музея имени Фелицына, повторял изначальный Александровский герб 1874 года, только на верхнем штандарте увеличился символ золотого двуглавого орла, а на самом полотнище на смену вензелю царя пришли буквы «РФ».
В начале XXI в. возникла необходимость регистрации в Государственном Геральдическом регистре герба Краснодарского края. Выяснилось, что принятый в 1995 году герб имеет недочеты. Для их устранения в 2002 году при главе администрации Краснодарского края была создана геральдическая комиссия. Через два года был разработан новый герб Краснодарского края с рядом изменений и доработок. Была изменена форма стягов, имперская корона заменена на княжеский головной убор, как напоминание о Тмутараканском княжестве. Исчезли дубовые и лавровые ветви, а лента императора заменена парой лент Ордена В.И. Ленина, которыми край был награжден дважды. В центральный штандарт вернулся вензель Александра II.
Сейчас различные символы герба Краснодарского края имеют особое обоснование:
Зеленое поле - символ изобилия кубанских полей, надежды на лучшее будущее.
Открытые ворота крепости - символ гостеприимства и миролюбия.
Пернач – символ власти.
Два бунчука – символ кубанского казачества.
Черный возникающий императорский орел на золотом поле - символ памяти о времени заселения кубанских просторов, дарованных казакам императрицей Екатериной II.
«Кавказский крест» - крест с мечами «За службу на Кавказе» - символ, напоминающий об окончательном присоединении Кубани к России.
Древняя княжеская корона (шапка) – символ памяти о древнерусском Тмутараканском княжестве, располагавшемся на Таманском полуострове, территории Краснодарского края.
Лазоревые знамена и штандарт с вензелями российских самодержцев – отражение славных подвигов кубанских казаков при обороне южных рубежей России и благодарность за самоотверженную службу во славу Отчизны.
Лавровый венок в навершии штандарта – символ трудовой славы жителей Кубани.
Чистое небо, честь, верность, плодородие, надежда
В 2004 году, после того как изменился дизайн герба Краснодарского края, был изменен и внешний облик флага. Сейчас он представляет собой прямоугольное полотнище из трех разновеликих горизонтальных полос: верхней — синего, средней — малинового и нижней — зеленого цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине малиновой полосы. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте — желтым цветом с оранжевым контуром. Отношение ширины флага и его длины — 2:3.
Современная трактовка флага Краснодарского края отражает, с одной стороны, историю, с другой - сочетает в себе географическую составляющую и традиционно принятую в геральдике трактовку цветов.
Синяя полоса – символизирует потомков донских и линейных казаков. Синий цвет также символизирует чистое небо, водные просторы, честь и безупречность.
Малиновая полоса, самая широкая, символизирует потомков запорожских и черноморских казаков, составляющих основу кубанского казачества, положивших начало освоению и развитию края. Малиновый цвет символизирует верность, скромность и набожность.
Зеленая полоса – символ плодородия и богатства кубанской земли. Этот цвет также символизирует жизнь и надежду.
В центре флага помещен герб Краснодарского края.
Гимн Кубани является «продолжением» народной песни «Ты, Кубань, ты наша родина», которую в годы Первой мировой войны посвятили казакам 1-го Кавказского казачьего полка в память о их подвигах. Слова на русско-турецком фронте написал в 1914году полковой священник Константин Образцов.
Текст песни написан в виде приветственного послания, коллективного письма на Кубань. Музыку гимна обработал Виктор Захарченко.
Официальный текст сегодня выглядит так: |
Оригинал на балачке: |
Ты, Кубань, ты, наша родина,
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.
Из далеких стран полуденных,
Из заморской стороны
Бьем челом тебе, родимая,
Твои верные сыны.
О тебе здесь вспоминаючи,
Песню дружно мы поем,
Про твои станицы вольные,
Про родной отцовский дом.
О тебе здесь вспоминаючи,
Как о матери родной,
На врага на басурманина
Мы идем на смертный бой.
О тебе здесь вспоминаючи,
За тебя ль не постоять,
За твою ли славу старую
Жизнь свою ли не отдать?
Мы, как дань свою покорную,
От прославленных знамен
Шлем тебе, Кубань родимая,
До сырой земли поклон.
|
Ты, Кубань, Витчизно ридная!
Виковый наш Богатыр!
Хвыли воли, писни доли
Ты нэсэш стэпамы з гир.
Из крайив пивдэнных, далэкых
Из Турэччины, з вийны
Щиро головы схыляемо
Твойи, матинко, сыны.
Мы про тэбэ памьятаючы,
Заспиваемо писэнь
Про твойи станыци вольнийи,
Ридни хаты, мырный дэнь.
Мы про тэбэ памьятаючы,
Як про матинку свою,
З басурманом катом-варваром
Уси зийдэмось в бою.
Мы про тэбэ памьятаючы,
Хиба нэ постойимо?
За тэбэ и славу прадидив
Головы покладэмо.
Ниби дань свою покирлыво
Вид славэтных прапорив
Кладэмо Кубани ридний
До зэмли похыл сынив.
|
Несомненно, что каждый элемент герба, флага и гимна Краснодарского края – образы, символы, слова, краски, звуки, музыка – наполнены высоким смыслом и рассказывают о славной истории казачьего края, его настоящем и будущем. Они – как признание в любви к Кубани и как клятва верности малой родине и большой великой России.
Источник: https://bloknot-krasnodar.ru/news/ty-kuban-ty-nasha-rodina-1-iyunya-otmechaetsya-den
Просмотров 460
|
Показать полностью
| Старощербиновский музей 25.05.2024 | Читать |
450 лет Азбуке Ивана Фёдорова
До середины XVI в. священные книги вручную переписывали в монастырях. Но в 1564 г. из типографии Ивана Федорова, известного как первый русский книгопечатник, вышла первая печатная датированная книга — «Апостол». С нее и началась история книгопечатания в России. Книгу использовали на богослужениях, обучали по ней священников и детей в церковно-приходских школах. Благодаря тому, что в послесловии «Апостола» сообщалось, где, когда и кем она была напечатана, историки узнали точную информацию о появлении книги. В заказчиках числился Иван IV, в издателях — Иван Федоров и Петр Мстиславец, а также митрополит Макарий, который дал свое благословение на печать церковной книги.
Известно, что Иван Федоров владел несколькими языками – греческим, латинским, польским, был искусным наборщиком и оружейником, вдумчивым редактором. Его пытливая мысль проникалась вопросами богословия, философии, истории, а его труды по книгопечатанию способствовали укреплению духовных связей братских православных народов Московской и Западной Руси. Иван Федоров видел смысл своей жизни в том, чтобы «более распространить слово Божие».
Иван IV повелел построить в Москве типографию, руководить которой был поставлен Иван Федоров. В марте 1564 г. Федоров вместе с Петром Мстиславцем завершил издание первой московской точно датированной печатной книги – «Апостола». Через год ими был издан «Часовник».
После издания этих книг типограф испытал на себе гонения «от многих начальник и священноначальник», несправедливо обвинивших его в ереси. В 1572 г. он вынужден был уехать во Львов. В 1574 г. Иван Федоров издал первый известный нам печатный восточнославянский учебник – «Азбуку», которая представляет собой уникальный образец древнерусского руководства для обучения грамоте. Сегодня в мире существует два экземпляра этой книги. Один принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Судьбу этого экземпляра «Азбуки» можно проследить от 16 в. до наших дней.
В 1982 г. найден был новый, второй по счету экземпляр «Азбуки» 1574 г., который был приобретен Британской библиотекой у букинистической фирмы «Marlborough Rare Books». Он переплетен вместе с другой «Азбукой», вышедшей в свет в 1637 г. на Московском печатном дворе в мастерской В. Ф. Бурцова-Протопопова.
Что же представляет собой «Азбука» 1574 г. издания? Книга состоит из 5 восьмилистных тетрадей и содержит 40 листов, или 80 ненумерованных страниц.
Художественное убранство – характерные для изданий Ивана Федорова заставки в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек.
Язык «Азбуки» — традиционный старославянский язык богослужебных книг. Первые страницы книги знакомят со славянской азбукой. На обороте первого листа «Азбуки» приведен алфавит в обратном порядке. Знаки алфавита размещены по вертикали в 8 колонках, в каждой колонке – по 5 букв, всего – 40 букв.
Дальше следуют три раздела, знакомящие учеников с элементами грамматики.
Вторая часть букваря целиком посвящена материалу для закрепления навыков чтения и письма.
Иван Федоров проявил себя не только как выдающийся мастер книжного дела, но и как талантливый педагог-новатор, заронивший в своих «Азбуках» ростки гуманистической педагогики. В детском учебнике изложены поучения о воспитании, которое совершать нужно «в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлющи друг друга и прощение дарующе».
Его «Азбуки» предназначались для обучения учеников из разных слоев населения. О демократизме издания свидетельствует и обращение послесловия книги к «возлюбленному и честному русскому народу», а не к царю, князю, высшим духовным чинам, как это было принято в XV-XVII веках.
Ссылка на источник: https://bicturgeneva.blogs.donlib.ru/2020/05/24/nastavnik-russkoj-gramote/?doing_wp_cron=1628342243.1013309955596923828125
Просмотров 473
|
Показать полностью
| Старощербиновский музей 13.05.2024 | Читать |
18 мая МБУК Старощербиновский музей проводит всероссийскую акцию «Ночь музеев». В программе:
18.00 – 23.00 Фотовыставка «Хроники семейного счастья»
18.00 – 23.00 Интерактивная фотозона «Посиделки на казачьем подворье»
18.00 – 23.00 Фотозона «Семейный портрет»
18.00 – 18.40 Тематическое мероприятие «Традиции казачьей семьи»
18.40 – 19.15 Открытие выставки «По семейным страницам»
19.30 – 20.30 Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Изготовление семейного оберега»
19.30 – 23.00 Знакомство с экспозициями музея
Просмотров 341
|
Показать полностью
| Старощербиновский музей 27.04.2024 | Читать |
2024 год объявлен в России Годом семьи.
В честь этого замечательного события Старощербиновский музей запускает фотоакцию «Хроники семейного счастья». Ее участником может стать каждый.
Для этого необходимо:
✔ выбрать семейную коллективную фотографию периода 1950-нач.1990-х гг;
✔ подготовить ее краткое описание с указанием даты, места и участников съемки;
✔ отправить изображение на электронный адрес музея 2358006251@mail.ru, либо личным сообщением в Telegram на номер +7 999 425-23-02 или принести по адресу: ст. Старощербиновская, ул. Первомайская, 97.
Присланные качественные фотографии должны отражать семейные традиции, национальные праздники, спортивные или культурные мероприятия, коллективный семейный труд и отдых.
Итогом акции станет фотовыставка в музее в рамках Всероссийской акции «Ночь музеев - 2024» 18 мая 2024 г.
Старощербиновский музей обращается к жителям ст. Старощербиновской принять участие в акции, тем самым оставив свой след в истории малой родины и России.
Просмотров 536
|
Показать полностью
| Старощербиновский музей 22.04.2024 | Читать |
К 300-летию со дня рождения Иммануила Канта
Выдающийся немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма, Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 г. Бессмертные цитаты Канта вошли в историю, а труды ученого заложили основы современной философии. Один из величайших умов своего времени, в быту он был чудаком и педантом.
Философ настолько автоматизировал свои привычки, что соседи шутили, что по нему можно сверять часы. Он впервые высказал идею, что у животных потенциально могут быть права. Он полностью переосмыслил этику, ниспровергнув идеи, лежавшие в основе западной цивилизации со времен Аристотеля. Формирование демократического общества, которое защищает права личности, отчасти является и его заслугой.
Всю жизнь Кант провел в Кенигсберге. Он в буквальном смысле никогда не покидал родной город. Хотя море было всего в часе езды, он ни разу в жизни его не видел. Юношеские годы он провел среди обычных ремесленников и рабочих, живших на окраине Кенигсберга.
Историкам так и не удалось точно выяснить, кем был по национальности великий философ. По одной из версий его предки по отцовской линии жили в Шотландии. Такое предположение высказывал и сам Кант, но точных подтверждений этому факту нет. Родня по линии матери проживала в немецком городе Нюрнберге.
Будучи глубоко религиозными людьми, родители мечтали о том, что сын станет священником, но мальчик с большим интересом изучал латынь и хотел посвятить себя преподавательской деятельности.
В возрасте 13 лет мальчик потерял маму. Порой ему нечего было обуть, и тогда он вынужден был одалживать ботинки у друзей, чтобы пойти на лекции. Спасение юноша находил в философии. Он пришел к выводу, что вещи должны подчиняться человеку, а не наоборот.
После смерти отца забота о материальном благополучии семьи легла на его плечи. Молодой человек работал домашним учителем, на протяжении долгих десяти лет занимаясь с детьми из богатых семей. Все свободное время он посвящал написанию философских трудов, которые впоследствии послужили основой его учения.
Самой интересной работой первого периода философской деятельности Канта считается «Всеобщая естественная история и теория неба». В ней изложена история происхождения вселенной, причем с точки зрения физики, а не богословия. В это же время Кант занялся изучением теории пространства, опираясь на научные знания. Ученый утверждал, что существование материи доказывает существование Бога. Он считал, что за материальными вещами обязательно стоит их Создатель. Эта мысль отражена в его труде под названием «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога».
В 1755 г. Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, дает ему право преподавать в университете, чему он посвятил около 40 лет. Критический период в творчестве Канта начался, когда в возрасте 46 лет он был назначен профессором логики и метафизики Кенигсбергского университета, где преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических. В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские труды, принесшие ученому репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII в. и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
«Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология);
«Критика практического разума» (1788) - этика;
«Критика способности суждения» (1790) - эстетика.
Философ отличался крайним педантизмом: он придерживался установленного распорядка вплоть до минуты, ни разу в жизни никуда не опоздал. Ежедневно, в одно и то же время, он приходил в кафе и выпивал там чашку чая. Официанты этого заведения могли сверять по нему часы.
Кант не отличался богатырским здоровьем с самого детства, поэтому разработал для себя специальную гигиену, которая и помогла ему дожить до весьма преклонного возраста. Его день начинался в 5 часов утра. Прямо в ночной одежде Иммануил отправлялся в свой кабинет, где слуга уже ждал его с чашкой слабо заваренного зеленого чая и курительной трубкой. Наслаждаясь чаем и курением трубки, он принимался за изучение плана будущей лекции. По воспоминаниям слуги философа, у Канта была странная особенность: находясь в кабинете, ученый надевал треуголку прямо поверх колпака.
Через 2 часа ученый переодевался в привычную одежду и спускался в зал для лекций, который к тому времени был битком набит слушателями. Он читал лекции не спеша, периодически вставляя в них шутки. Кант очень щепетильно относился к внешнему виду собеседников. Он даже не смотрел в сторону неряшливо одетых студентов. Однажды он увидел, что у одного из студентов нет пуговицы на рубахе, и от этого пришел в полное замешательство, забыв, о чем рассказывал до этого. После окончания лекции ученый снова возвращался к себе, облачался в ночную пижаму, надевал бессменную треуголку. За работой он проводил ровно 3 часа 45 минут.
Затем он готовился к обеду, во время которого у него всегда были гости. Кант ненавидел обедать в одиночку, тем более что это был единственный прием пищи за сутки. Единственное, что отсутствовало на столе, изобиловавшем разнообразными кушаньями, было пиво. Иммануил прохладно относился к солодовому напитку, считая его употребление дурным вкусом. Пиву Кант предпочитал хорошее вино. Во время обеда он всегда пользовался любимой ложкой, которую хранил вместе с деньгами. За столом обсуждались новости, происходящие в мире, но никогда не говорили о философии.
Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Философ говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог ее содержать, а когда уже мог - то не хотел. Впрочем, женоненавистником он не был, охотно беседовал с женщинами, был приятным светским собеседником.
Кант умер в 1804 г. в возрасте 79 лет. Его последними словами были: «Es ist gut», что в переводе означает «Это хорошо». Ученый был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кенигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня.
В заключении, хотелось бы привести несколько высказываний выдающегося философа, касающихся не сложных научных тем, а житейских наблюдений мудрого и внимательного к жизни человека, которые помогут нам взглянуть на привычные вещи другими глазами.
Ссылка на статью автора: https://dzen.ru/a/YmKvgAzyOHCKvGLx
Просмотров 500
|
Показать полностью
| Старощербиновский музей 18.04.2024 | Читать |
Просмотров 448
|
Показать полностью
| Старощербиновский музей 13.04.2024 | Читать |
#КубаньПервомай
Просмотров 355
|
Показать полностью
| Старощербиновский музей 13.04.2024 | Читать |
История одного экспоната. Амфора
А́мфора (др.-греч. ἀμφορεύς [амфорей] букв. «несомый с обеих сторон») — изящный сосуд с расширенным в верхней и суженным в нижней части туловом, узким горлом и двумя вертикально поставленными ручками, сделанный обычно из глины. Были наиболее распространены у греков, римлян, этрусков.
Амфоры чаще — остродонные, нередко с маленькой ножкой (или круглодонные). Дно могло иметь скругленное, конусовидное, реже, плоское основание или завершаться ножкой в зависимости от области применения сосуда (хранение, транспортировка, приз на состязаниях и т.д.). Форма амфоры была характерной чертой, своеобразной торговой маркой, по которой покупатель мог определить, откуда был привезен сосуд и какой была примерная цена его содержимого. Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма, что помогает в датировке и восстановлении торговых связей.
Расположение ручек также зависело от назначения амфоры. Они могут крепиться к тулову и горлу сосуда или примыкать сразу к венчику. Первый вариант характерен для амфор, служивших украшением, второй – для тех, что использовались в торговле.
Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла. Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина. Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.
Бывают амфоры столовые (двуручные кувшины), парадные (металлические, стеклянные или расписные керамические), транспортные, для хранения. По особой форме амфор из Этрурии, Финикии, в греческих, римских, византийских центрах потребитель определял, откуда привезён сосуд, его содержимое и приблизительную цену. У каждого центра был свой стандарт объёма. Сосуды объёмом до 100 литров обычно закапывались в землю рядом с домом. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра (древнеримский кубический пед или греческий «талант») применялись для измерения жидкостей.
Разработчиком типологии классификации амфор является немецкий археолог Генрих Дрессель. Существенный вклад в изучение амфор внёс российский археолог С. Ю. Монахов.
Также «амфорами» называются двуручные расписные вазы различного назначения. Расписные Панафинейские амфоры (от Панафинейских игр), наполненные оливковым маслом, служили призом в спортивных соревнованиях.
Нередко «амфорами» также называют сосуды похожих форм других культур.
Просмотров 559
|
Показать полностью
| Старощербиновский музей 12.04.2024 | Читать |
Сегодня вся страна отмечает День космонавтики. Гостями музея стали учащиеся школ и воспитанники ДОУ № 1. Ребята вспомнили назвали планет, отгадывали космические загадки, узнали о развитии астрономии и космонавтики, а так же посетили выставку "Дорога к звездам".
Просмотров 313
|
Показать полностью
| Старощербиновский музей 31.03.2024 | Читать |
«БАМ - легенда ХХ века»
Идея строительства северного дублера Транссиба появилась еще в конце XIX века. Так, в 1888 году в Русском техническом обществе впервые был представлен проект строительства железной дороги через северную оконечность Байкала до побережья Тихого океана. Уже в 1889 году прошли первые исследования на маршруте от реки Ангары через Байкальский и Северо-Муйский хребты, в районе современной трассы БАМа. Но из-за сложных условий строительство было отложено почти на полвека. Новое начало стройке было дано в 1932 году, когда вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». В это же время было создано Управление строительства БАМ и развернуты полномасштабные проектно-изыскательские работы. А на карте Транссиба впервые появилась станция Бам как отправная точка будущей прибайкальской железной дороги.
В 1938 году началось строительство западного участка БАМа – от Тайшета до Братска, а в 1939 году строители приступили к работам на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. И хотя первый советский проект БАМа так и не был реализован до конца из-за технической сложности и дороговизны строительства, все же участки магистрали, проложенные в 1940-1960-е годы от Тайшета до Лены общей длиной 692 км сыграли огромную роль в развитии отечественных технологий транспортного строительства и промышленном освоении дальневосточных территорий.
Началом современной истории БАМа принято считать выход постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Именно к этой дате и приурочено празднование 50-летия БАМа.
Новый проект предполагал строительство железной дороги первой категории по ранее проложенному маршруту, в том числе на участке Усть-Кут (Лена) – Комсомольск-на-Амуре, а также строительство второго пути от Тайшета до Усть-Кута (Лена) и линий Бам –Тында и Тында – Беркакит.
Сегодня Байкало-Амурская магистраль пересекает всю Восточную Сибирь и Дальний Восток России. Ее общая длина – 4324 км, из них более 1 тыс. км пути проходят в зоне вечной мерзлоты или высокой сейсмичности. Трасса пересекает 11 рек, 7 горных участков. В разные годы на всем протяжении БАМа построено 8 тоннелей, 142 моста, более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков.
Строительство самого длинного в России Северомуйского тоннеля длиной 15 343 метра началось в мае 1977 года. Но пробить его до конца удалось только в марте 2001 года. В декабре 2003 года он был сдан в эксплуатацию. Таким образом, это самый длинный и до сих пор непревзойденный по сложности проходки тоннель через Северомуйский хребет.
Просмотров 548
|
Показать полностью
| |